1W

О двух аспектах художественного воскрешения

в выпуске 2019/01/14
1 января 2019 - Симон Орейро
article13789.jpg

Проблема жизни и смерти, бытия и небытия - важнейший философский вопрос, справедливо привлекающий к себе внимание мыслителей всех эпох и народов.  

Тематика смерти и победы над ней обнаруживает себя в мифологии, фольклоре, письменных памятниках уже древнейших цивилизаций: достаточно вспомнить хотя бы предания (получившие впоследствии литературную обработку) о Гильгамеше, Ахиллесе, Сизифе.  

Названная проблема в силу присущего ей “глобального” статуса служит богатым источником вдохновения для деятелей культуры и искусства, находя своё выражение в художественных высказываниях, теоретико-мировоззренческих постулатах, концептуальных построениях и других результатах духовной работы.  

***   

На изломе XIX-XX вв. сформировалось научно-философское направление, ставшее широко известным и получившее название “русский космизм”. Справедливости ради отметим, что в той или иной форме идеи космизма в русской культуре и ментальности существовали давно, однако по-настоящему цельное, систематизированное их выражение осуществили философы и учёные рубежа столетий: Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. 

Для размышлений русских космистов характерен поиск всеохватывающей картины мира. Кроме того, все они сознавали великую ответственность учёных перед человечеством. При всей бесспорной оригинальности взглядов каждого отдельного мыслителя на универсальные проблемы, русских космистов объединяло стремление выработать всеобщий морально-нравственный кодекс, найти оптимальный принцип взаимоотношений человеческого рода и Вселенной.  

В ряду представителей русского космизма важнейшей фигурой является Николай Фёдорович Фёдоров (1828 – 1903). Его без преувеличения можно назвать патриархом, “отцом-основателем” школы. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина, Фёдоров начал свою трудовую жизнь провинциальным учителем. Позже, в 1868-м году, он поступил на службу в Румянцевский музей, в конце жизни был сотрудником библиотеки при Архиве Министерства иностранных дел. В материальном отношении выдающийся философ жил очень бедно, однако, по свидетельству близко знавших его, большую часть и без того скудных доходов отдавал нуждавшимся сослуживцам и студентам. Мыслитель производил на окружающих впечатление человека не от мира сего, уже при жизни его нередко относили к числу святых. Фундаментальный труд Фёдорова “Философия общего дела” был издан уже после смерти автора.  

Несовершенство Универсума философ видел в господстве умирания и тления. Фёдоров считал, что человечество обязано объединиться ради борьбы и грядущей победы над смертью. Следует не просто избавить от гибели тех, кто уже родился, но и воскресить каждого представителя усопших поколений. Именно на это, по мнению мыслителя, должны быть направлены все ресурсы, все имеющиеся у цивилизации знания, все научно-технические достижения. В концепции Фёдорова путь к обретению людьми вечной жизни подчёркнуто материалистичен, лишён какой бы то ни было мистики. Однако учение создавалось с опорой на религиозную традицию. В частности, философ полагал, что первые шаги к великой цели должен сделать русский народ как носитель православия и, вслед славянофилам, призывал противостоять культурному и интеллектуальному влиянию “чуждого”, “бездуховного” Запада.  

Ощутимым воздействием фёдоровских воззрений отмечено творческое наследие Андрея Платоновича Платонова (настоящая фамилия - Климентов, 1899-1951) - одного из самых интересных (и трудных) мастеров русской литературы XX столетия. Конфликт многих платоновских текстов основывается на противоборстве человека и губительных природных стихий. В таких произведениях часто звучит мотив “обуздания” смерти. Иван Копчиков, главный герой написанного в соавторстве с М. Бахметьевым “Рассказа о многих интересных вещах”, в одном из эпизодов попадает в “мастерскую” гениального учёного по имени Прочный Человек, где открыта тайна смерти (её виновники - бактерии) и найдено средство спасения от неё (особого рода электромагнитное излучение). 

В повести “Сокровенный человек” читаем: “Пухов глядел на встречные лощины, слушал звон поездного состава и воображал убитых - красных и белых, которые сейчас перерабатываются почвой в удобрительную тучность. 

Он находил необходимым научное воскрешение мёртвых, чтобы ничто напрасно не пропало и осуществилась кровная справедливость.  

Когда умерла его жена - преждевременно, от голода, запущенных болезней и в безвестности, - Пухова сразу прижгла эта мрачная неправда и противозаконность события”.  

*** 

Джордж Ромеро (1940-2017) - американский кинорежиссёр и сценарист, работавший в жанре фильма ужасов. Широкую известность постановщик получил в конце 1960-х, после выхода дебютной картины “Ночь живых мертвецов”. 

Камерная кинолента, с достаточно простым сюжетом, снятая буквально за гроши (режиссёр не смог себе позволить даже цветную плёнку) вызвала сильнейший резонанс и стала объектом острой полемики. Многих зрителей оттолкнула мрачная атмосфера фильма и присутствующая в нём чрезмерная (по тем временам) жестокость. Зазвучали даже призывы запретить картину. Впрочем, общественное возмущение постепенно сошло на нет, а “Ночь живых мертвецов” заслужила культовый статус. 

В начале фильма девушка Барбара со своим братом Джонни приезжает на кладбище, чтобы навестить могилу отца. Там на молодых людей внезапно нападает странный незнакомец. Он убивает Джонни и преследует Барбару. Девушка находит укрытие в расположенном неподалёку пустом частном доме. Вскоре туда же приходят ещё несколько человек, которые подверглись подобным же нападениям. Строение окружают группы неадекватно ведущих себя агрессивных людей, и прячущиеся в доме баррикадируются внутри. Радио и телевидение сообщает об учащении по всей территории США актов немотивированной агрессии и массовых убийств, потом приходит информации о каннибализме. Позже выясняется, что кровожадные убийцы-людоеды - вернувшиеся к жизни и ведомые простейшими инстинктами умершие, причём все, кто погибает от нанесённых ими ранений, становятся подобными существами. Финал ленты трагичен - живые мертвецы всё же врываются в укреплённое убежище, чудом спастись удаётся только одному из находившихся внутри, но и он гибнет позже, получив пулю в голову из-за роковой случайности. 

В дальнейшей своей творческой жизни Д. Ромеро ещё не раз возвращался к образу восставших из мёртвых пожирателей плоти (новые фильмы получились гораздо более кровавыми, но имели более оптимистичный финал). Придуманные им живые трупы в массовом сознании получили наименование “зомби”. Само это название генетически связано с культом вуду, одной из отличительных особенностей которого является вера в способность могущественного колдуна воскресить умершего с целью превращения его в безропотного раба. В серии фильмов Ромеро восставшие мертвецы не являются жертвами какой-либо магии, они подобны ненасытным хищным животным, действующим в соответствии с рудиментарными инстинктами. Их появлению даётся правдоподобное научное обоснование: согласно сюжету “Ночи...”, эксперты предполагают, что виной всему радиационное облучение, спровоцированное космическими исследованиями. Режиссёр сотворил на экране ставший каноническим образ зомби: медленная, неуклюжая походка, постоянная жажда человеческой плоти, гибель только от уничтожения головного мозга. За полвека после ромеровского дебюта зомби заполонили популярную культуру, постоянно появляясь в кинофильмах, телесериалах, литературе, видеоиграх и т.д. Классический типаж, конечно, пережил заметные трансформации: где-то зомби бегают с огромной скоростью, пользуются огнестрельным оружием, где-то они являются не поднявшимися из могил мертвецами, а обезумевшими от вируса или паразита некогда нормальными людьми. Но за подобными слоями “осовременивания” всё равно угадывается изначальный канон.     

*** 

Правомерно говорить о том, что А. П. Платонов и Д. Ромеро используют логику, которую целесообразно определить как художественное воскрешение. Однако если у Платонова семантика возвращения к жизни окрашена в радужно-оптимистические тона, то во втором случае художественное воскрешение дано в абсолютно противоположном, негативном аспекте. Если видение Платонова отличается значительной философской утончённостью, элитарностью, то Ромеро в разрешении вечной проблемы жизни и смерти ближе к общечеловеческому восприятию всего, что так или иначе связано с загробной областью. Его живые мертвецы - наследники вампиров, зловещих призраков, упырей и т.д. (весьма символично, что они боятся огня).  

Рейтинг: +3 Голосов: 3 245 просмотров
Нравится
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий