1W

Уайльд о женщинах

на личной

article12976.jpg

       «Мой мальчик, женщины не бывают гениями. Они – декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят – и говорят премило». Это высказывание лорда Генри из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» некоторые женщины считают оскорбительным, сексистским и уничижающим женское достоинство. В некоторых интернет-цитатниках это выражение «заминусовали» и поместили даже в разряд «плохих цитат». И на это есть основания. История знает достаточно много выдающихся женщин-ученых, писателей, художников и пр., которые сделали неоценимый вклад в развитие науки и искусства.

        Но все же, такое негодование можно объяснить в большей степени незнанием основ эстетической теории О. Уайльда. Ведь в рамках этой теории данное высказывание звучит как весьма тонкий и изысканный комплимент прекрасной половине человечества. Совсем не исключено, что вкладывая эти слова в уста отрицательного персонажа, О. Уайльд стремился выразить свое личное мнение. Такой прием нередко используют художники, если хотят завуалировано выразить свою точку зрения – отрицательный персонаж зачастую гораздо притягательнее для публики.

      Следует помнить, что красоту О. Уайльд ценил выше, чем высокоразвитый интеллект или нравственность. «Лучше быть красивым, чем хорошим, но лучше быть хорошим, чем страшным» - утверждал писатель. Причем под  словом  «страшный» конечно же подразумевается не моральное уродство, а уродство физическое. В оригинале высказывание звучит так – «It is better to be beautiful than to be good, but it is better to be good than to be ugly», где ugly переводится как «уродливый, некрасивый». 

       Что касается умственных способностей человека. Тот же лорд Генри из «Портрета Дориана Грея» считал высокоразвитый интеллект «некоторой аномалией», ведь «как только человек начинает мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-нибудь другое портит его лицо».

       «Действительность всегда видится мне сквозь дымку из слов. Я пожертвую достоверностью ради удачной фразы и готов поступиться истиной ради хорошего афоризма» - как видно из этой цитаты, истина для Уайльда тоже не на первом месте.

      То есть для Уайльда первична красота, остальное же весьма второстепенно. Из романа О. Уайльда видно, что Дориан Грей не обладает ни выдающимся талантом Бэзила, ни харизмой и острым умом лорда Генри, ни добродетелями Сибилы Вэйн, он, по сути, просто красивая кукла, но при этом все же является главным героем романа именно из-за приоритета красоты над разумом и моралью.

       Что же в мире считалось и считается до сих пор наивысшим воплощением красоты и изысканности? Конечно же - женщина. Красота – это ее удел, считается, что быть красивой – это не только монопольное право женщины, но и зачастую и ее обязанность. Мужчины  ведь чаще всего выбирают в себе в жены именно привлекательных женщин.  Некоторые «знатоки»  творчества  и биографии Уайльда вероятно скажут: «Какие женщины? Оскар Уайльд любил мужчин».  Здесь есть доля истины, но все же это не совсем так. Ведь известно также, что Уайльд был женат и в первое время любил свою избранницу. Это видно из его писем к ней. «Моя дорогая и горячо любимая! О гнусная правда жизни, что не позволяет нашим губам слиться в страстном поцелуе, хоть души наши и одно целое! Без тебя я не живу!». К тому же Уайльд, будучи истинным эстетом, не мог не ценить женской красоты и изящества. Из писем Уайльда к другу также видно, что его любовь к жене угасает именно с утратой ею красоты: «Когда я женился, моя жена была красивой девушкой, белой и изящной, словно лилия, с пляшущими глазами и веселым, заразительным смехом, звучащим, как музыка. Примерно через год все ее изящество куда-то подевалось; она подурнела, стала грузной, бесформенной».

        Но вернемся к «скандальному» высказыванию лорда Генри. «Мой мальчик, женщины не бывают гениями. Они – декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят – и говорят премило».  Исходя из теории Уайльда, ключевыми здесь являются фразы «говорят премило» и «декоративный пол», а не «женщины не бывают гениями». «Гениальность» для Уайльда  что-то вроде патологии, а «говорят премило» и «декоративность»  - наивысшее достоинство человека. Кстати, в оригинале эта фраза звучит так: «My dear boy, no woman is a genius. Women are a decorative sex. They never have anything to say, but they say it charmingly». Слово charmingly можно перевести также и как «обворожительно, очаровательно, прелестно». «Им нечего сказать миру» - а говорить миру им ничего и не нужно, красота выше любых слов и смыслов, ведь «те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту».

      Поэтому высказывание лорда Генри, если его рассматривать в рамках эстетической теории Уайльда, нисколько не оскорбительно для прекрасного  пола. Ведь, женщины – воплощение красоты, а красота – гораздо ценнее, чем гениальность, добродетель и даже истина.

Похожие статьи:

РассказыСовременное искусство

ОбзорыФан-арт: как художники XIX века видели 2000-ый год

РассказыПоследний вопрос

РассказыЯ - художник. XXI век

Рейтинг: -1 Голосов: 1 764 просмотра
Нравится
Комментарии (7)
Славик Слесарев # 2 июля 2018 в 01:21 +2
Да, эстетика лорда Генри в период написания этих строк как раз разворачивалась в сторону гомосексуализма.
И конечно же английский острослов ошибался в своих заключениях: ибо как же тогда Дарья Донцова?!
Чалис # 2 июля 2018 в 02:05 +1
Совсем не исключено, что вкладывая эти слова в уста отрицательного персонажа, О. Уайльд стремился выразить свое личное мнение. Такой прием нередко используют художники, если хотят завуалировано выразить свою точку зрения

А чем этот домысел отличается от других домыслов?
Спекулировать на тему, что хотел сказать автор - это вещь занятная.
А почему Лорд Генри не мог быть просто вот таким плохим персонажем, который гнусно повлиял на Дориана Грэя и на его будущие отношения?

Лол, это все равно что говорить, ну я не знаю, что Джейн Остин ненавидела религию и была скрытой атеисткой и тайно вкладывала свои мысли в персонажа мистера Коллинза, который был на редкость гадким типом.

А так вся статья какая-то попытка вырвать из контекста слова персонажа и зачем-то вывернуть их наизнанку.
Спасибо, пабликов в вк хватает.
Владислав Ороновский # 2 июля 2018 в 20:12 0
Для подписчиков большинства пабликов вк сочетание слов «эстетическая теория Оскара Уайльда» что-то слишком сложное и неудобопроизносимое, поэтому я, будучи весьма высокого мнения об аудитории фантастики.рф, решил опубликовать здесь свою статью в надежде, что меня поймут и поймут правильно.
Что касается контекста. Как раз таки в своей статье я попытался разобрать некоторые высказывания Уайльда именно в контексте, причем в самом широком смысле этого слова - в контексте историческом (не отрываясь от эпохи) и в контексте идейном (с учетом взглядов самого Уайльда).
Начну с исторического контекста. Для нас, людей XXI века, сексизм кажется чем-то диким и одновременно смешным, ведь любой здравомыслящий человек признает за женщиной равные с мужчиной права и равные интеллектуальные способности. Но всегда ли так было? Почитайте, пожалуйста, отрывок из «Писем к сыну» Ф. Честерфилда:
«Итак, женщины — это те же дети, только побольше ростом; они прелестно лепечут и бывают иногда остроумны; но, что касается рассудительности и здравого смысла, то я за всю мою жизнь не знал ни единой женщины, которая могла бы последовательно рассуждать и действовать в течение двадцати четырех часов кряду. Какое-нибудь пристрастие или прихоть всегда заставляет их изменить самые разумные решения. Если люди не признают за ними красоты или пренебрегают ею, дают им больше лет, чем им на самом деле, или недооценивают их мнимый ум, обида мгновенно оборачивается вспышкой гнева, которая начисто опрокидывает всю ту последовательность, к какой они только сумели прийти в самые осмысленные минуты своей жизни. Здравомыслящий мужчина лишь шутит с ними, играет, старается ублажить их и чем-нибудь им польстить, как будто перед ним и в самом деле живой своевольный ребенок, но он никогда не советуется с ними в серьезных вещах и не может доверить им ничего серьезного»
Ф. Честерфилд жил относительно недавно, в XVIII веке, и его взгляды на женщин во многом отображали настроения той эпохи.
К концу XIX века, когда и был написан «Портрет Дориана Грея», отношение к женщинам не особенно изменилось. Общество еще находилось в плену гендерных стереотипов. Весьма просвещенный человек, В.В. Розанов, всё сетовал, что «все женские учебные заведения готовят в удачном случае монахинь, в неудачном - проституток. «Жена» и «мать» в голову не приходят», то есть у женщин три основных дороги – монахиня, проститутка и домохозяйка… Другие стези – не более чем исключение. Сколько-нибудь значимых женщин-ученых XIX века можно пересчитать по пальцам, опять же из-за традиций и предрассудков, господствовавших в тогдашнем обществе.
И вот в таком обществе, где словосочетание «женская гениальность» звучало довольно экзотично, лорд Генри и произносит свою «сексистскую» речь. «Мой мальчик, женщины не бывают гениями. Они – декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят – и говорят премило». Это СЕЙЧАС звучит дико, а тогда – просто иронично. Посмеялись и пошли дальше. Феминистки, конечно же, могли взбеситься, но движение это только-только зарождалось.
Что касается идейного контекста – я написал о нем в своей статье. В творчестве Уайльда очевидна идея приоритета красоты над интеллектом, наслаждения и удовольствия над моралью и добродетелью. Более того, сам Уайльд в своей жизни в итоге последовал этой идее (отношения с А. Дугласом).
Относительно лорда Генри. Это не просто «негодяй» и «пугало», а довольно-таки интересный и неоднозначный персонаж. По-моему, это самый интересный персонаж романа – светский блеск, харизма, обилие блестящих афоризмов делают его похожим на самого Уайльда. Более того, некоторые выражения Генри созвучны мировосприятию Уайльда. Поэтому, повторюсь - совсем не исключено, что вкладывая эти слова в уста отрицательного персонажа, О. Уайльд стремился выразить свое личное мнение. Такой прием нередко используют художники, если хотят завуалировано выразить свою точку зрения.
DaraFromChaos # 2 июля 2018 в 02:25 +1
Что это было? Попытка поиграть в парадоксы и шокировать приличную публику?
Увы и ах! Как представитель публики неприличной, но неплохо знакомой с творчеством и эстетическими концепциями Уайльда, скажу:
- Ваш троллинг - ком иль фу, сэр! Уж не знаю, на какую ца вы рассчитывали, но явно не на разумную.

Это минус. И за Уайльда, и за неуважение к читателям
Владислав Ороновский # 2 июля 2018 в 09:49 0
Как вы понимаете эстетическую теорию Уайльда?
DaraFromChaos # 2 июля 2018 в 11:08 +1
Владислав, вы это всерьез?
То есть вы надергали цитат, которые вписываются в вашу идею, выкинули нафиг все остальное (большую часть, процентов эдак 90), исказили то, что Уайльд говорил, покопались в личной жизни человека и разобрались за него - кого и как он любил, наставили диагнозов по дагерротипам (походя обвинили писателя в педофилии), написали рассчитанную на ТП статейку - не парадоксальную и не шокирующую, а откровенно примитивную, с передергиваниями и враньем
а теперь думаете, что я буду с вами эстетические теории Уайльда обсуждать?
Владислав Ороновский # 2 июля 2018 в 16:58 0
«а теперь думаете, что я буду с вами эстетические теории Уайльда обсуждать?»

Вот это правильно - нечего заслуженному мэтру как вы общаться с такими грешными и недостойными, а аргументировать свою точку зрения - так это вообще низость невообразимая!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев