1W



Для тех, кто интересуется звукозаписью - продолжение

Автор
Опубликовано: 3404 дня назад (2 декабря 2014)
Редактировалось: 1 раз — 6 декабря 2014
Настроение: ?
+2
Голосов: 2
Продолжение статьи, направленой на объяснение азов и принципа звукозаписи. Автор Андрей Кочетков. Вопросы и ответы: Q. Не, не, а почему это встроенные карточки не подходят для звукозаписи? Ведь в Skype меня неплохо слышно. [cut=Читать далее...] A. Начнем с того, что в ноутбуках и нетбуках встроенный микрофон имеет многонаправленный капсюль. Это означает, что все сидящие за столом, а то и в соседней комнате, будут слышны на записи. Мы уж не говорим об автомобилях, проезжающих где-то там за окном. Чем бюджетней устройство, тем дешевле его компоненты. Но и дорогие агрегаты, если это только не продвинутый Ultrabook, или дорогой планшет, будут производить лишний шум жестким диском и вентилятором. Есть, конечно, вариант купить внешний компьютерный микрофон, но он также ограничен в своем качестве небольшими финансовыми затратами, а, соответственно, узкой частотной характеристикой и все той же некоторой ущербностью преобразователей встроенной звуковой карты. Ведь ноутбук это все-таки ноутбук, а не студия звукозаписи. Q. Разве у USB Микрофона нет недостатков встроенной звуковухи? A. Конечно, у каждого микрофона есть свои недостатки. Даже у студийного лампового Marshall Electronics. Однако USB Микрофоны специально создаются для улучшения качества звука. Иными словами, USB Микрофон специально создан для индивидуальной звукозаписи, или передачи речи. В большинстве случаев, он будет обладать более узкой направленностью, а также более широкой частотной характеристикой. И, естественно, в нем уже будет встроен настроенный преобразователь. Q. Что это за Битрейттакой? Ну, там, 128 KBPS и т.д. A. Если мы говорим о цифровом звуке, то неизбежно всплывает это понятие. Простыми словами, это число фрагментов, которые используются для передачи звука. Чем больше фрагментов, тем чище звучит звук. Точно также происходит при фотосъемке. Если разрешение камеры низкое, то картинка получится зернистой и неприятной. Если же разрешение повысить, то картинка становится четкой, красивой, как звук из большего числа фрагментов. К примеру, запись на CD это чистый Wave звук в формате 16 бит на фрагмент и частотой опроса 44100, что выводит нас на звук с очень большим битрейтом. В профессиональных студиях используют форматы 24-96K, но для домашней студии это можно считать излишним. Соответственно, когда мы слышим о звуке в формате 128KBPS MP3, то должны знать, что это общее количество битов на секунду звучания. В байтах, естественно, цифра будет куда скромнее, так как в нем всего 8 бит. Q. Чем отличаются динамический от конденсаторного микрофона? A. Физику процесса можно почитать в интернете, но для чтеца, певца и журналиста важно помнить, что Конденсаторный микрофон требует фантомного питания. В обычных карточках оно редко присутствует. Впрочем, бывают конденсаторные микрофоны для видеокамер. Динамический микрофон можно подключить почти в любое устройство записи, но его сигнал весьма слаб. И это, кстати, еще одно узкое место встроенных звуковых карт. Они портят звук на этапе усиления. В продвинутых внешних, или внутренних карточках ставят качественные усилители сигнала перед оцифровкой. И, кстати, в таких карточках уже часто встречается фантомное питание. Как правило, динамические микрофоны обладают более узкой частотной характеристикой по сравнению с конденсаторными микрофонами. Q. А что лучше? Динамический, или Конденсаторный? A. Динамические микрофоны чаще используют на концертах из-за устойчивости к внешнему шуму и обратной связи. Кстати, если дома очень шумно, то динамический микрофон немного снизит шумовое давление. Конденсаторный, напротив, очень чувствителен к звуковому окружению и обязательно запишет шум компьютера, открытую форточку и, вероятно, кота, который громко орет в соседней комнате. Впрочем, направленность микрофона частично решает эту проблему. Кардиоидная направленность означает то, что микрофон преимущественно снимает звук спереди, заглушая звук с других сторон. Если микрофон Unidirectional, или многонаправленный, то он будет снимать звук с разных направлений. В принципе, нельзя сказать, что динамический микрофон хуже, или лучше конденсаторного. Для студийной качественной записи чаще используют конденсаторные микрофоны. Но и динамические тоже не выходят из моды. Просто каждому голосу свой микрофон. Для домашней записи подойдут оба варианта, хотя для неподготовленного помещения предпочтительней динамический микрофон. Да, кстати, бывают еще направленности восьмерка и множество промежуточных значений. Восьмерка снимает звук с двух сторон. Для этого требуется, чтобы в конденсаторном микрофоне было две диафрагмы. Q. А USB микрофоны динамические? A. USB микрофоны могут быть разные. К примеру, Samson Meteor USB это конденсаторный микрофон с большой мембраной, как и Behringer C1U, Samson C01U, Cad 37U и т.д. Чаще все-таки встречаются конденсаторные микрофоны в исполнении для USB, но есть и динамические, например: Samson Q2U. В любом случае, вы получаете специализированный инструмент для записи голоса, который будет лучше, чем стандартизированное решение общего назначения. Q. Смущает такой вопрос, а что это за большая, средняя, да малая мембраны? A. В конденсаторных микрофонах звук снимается через мембрану, или диафрагму, на которую подается электрическое питание. Соответственно, чем больше диафрагма, тем естественней звук. Кстати, в ноутбуках, телефонах и т.д. ставят конденсаторные микрофоны, но у них столь малая диафрагма, что качество звука априори не может быть хорошим. Q. На что записывать? A. Как уже было написано выше, с некоторыми микрофонами поставляется и бесплатный софт. Часто это урезанные версии таких программ, как Qbase, Sonar, или что-то в этом роде. Ограничение касается числа дорожек и для чтеца, или домашнего певца оно не играет существенной роли. Впрочем, если требуется серьезный звуковой редактор, то Reaper можно приобрести в некоммерческое пользование всего за $60. Есть и бесплатный продвинутый многодорожечный редактор – Audacity. Все ограничивается фантазией и желаниями записывающего. Можно даже остановиться на GoldWave. Q. А можно подробней про микрофоны для iPhone? Кстати, а для Android устройств они есть? A. Можно, конечно. Во-первых, все дело в соединении устройства с микрофоном. Если это специальный разъем Apple, то он не подойдет для Android устройств. К примеру Tascam IM2, или более продвинутые новые микрофоны для нового коннектора на iPhone 5, 5C, 5S и 6, 6+. Более универсальными являются микрофоны для подключения в разъем гарнитуры. К примеру, IK Multimedia выпускает несколько микрофонов: Irig Mic Cast и Irig Voice и т.д. Эти микрофоны подключаются в гнездо гарнитуры и могут работать с любым аудио приложением, включая интернет телефонию. В целом, если соединение происходит через 3.5MM jack, то такой микрофон (на 99%) будет работать и на Android устройствах. Далее все зависит от возможностей встроенного преобразователя устройства. На Apple такой преобразователь достаточно высокого качества, а на Android может быть любым. Тем не менее, с помощью внешнего микрофона мы убираем узкое место в виде многонаправленного встроенного микрофона, который заранее урезан в своих частотных характеристиках. Микрофоны с цифровым интерфейсом смогут работать и с более высокой дискретизацией, чем CD Audio, или Wave 44,1K 16 bit. Q. А могу ли я начать сразу с покупки дорогого оборудования или достаточно начать с бюджетных решений? A. Главное, помнить о следующем: каждый новый уровень увлечения звука требует новых финансов. На первом уровне достаточно потратить 2 тыс. рублей, или около $50, чтобы у слушателя, да и звукорежиссера, не отвалились уши. Затем качество звука поднимается до $100 и это вполне нормальный звук для нечастого хобби и самоудовлетворения. В данную категорию попадает достаточно много решений, которые готовы к использованию. Следующий уровень это уже покупка отдельной звуковой карты и постоянные творческие муки с выбором микрофона. Карты бывают от 3000 рублей и до относительной бесконечности. Микрофоны также сильно отличаются: от пластмассового звука стоимостью 500 рублей, до чего-то близкого к нестыдной записи за 1200-3000 рублей и далее все выше и выше до разного рода сценических микрофонов звезд (вроде Shure SH55, как у Элвиса), или ламповых студийных микрофонов за $1000. Только необходимо помнить, что каждый новый уровень требует еще и подготовки рабочего места для звукозаписи. Q. Стоп, стоп, т.е. одного микрофона мало? A. И да, и нет. На уровне любительской качественной записи достаточно микрофона USB. Но далее начинаются фишечки и удобства. Чтобы микрофон не взрывался взрывными согласными и сибилянтами, необходим поп-фильтр. Это может быть поролоновая шапочка, или специальный экран, который крепится к стойке. Для отслеживания качества записи могут понадобиться наушники и тут также нет пределов. Если же задуматься вовсе о студийном окружении, то придется завесить комнату поглощающими материалами, или сколотить изолированную будку. Кстати, некоторые просто делают коробку из тонких панелей и обивают их поглощающим материалом. Затем ставят конструкцию на стол и, тем самым, сокращают объем шума и нежелательного эхо. Принцип тут очень простой: красный гоночный автомобиль требует и соответствующей трассы. Но для большинства задач вполне будет достаточно надежной малолитражки. Для сравнения звука есть смысл пойти на Youtube и послушать разные микрофоны, которые имеются в продаже, в том числе и USB. Люди любят делиться своими новостями и приобретениями. Так что недостатка в информации нет.
Комментарии (1)
Григорий Родственников # 2 декабря 2014 в 16:51 +1
Интересная статья... Буду думать.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев