fantascop

Комментарии - Симон Орейро (35)

Симон Орейро прокомментировал«Некрономикон» Говарда Лавкрафта или «Ал Азиф» Абдула Алхазреда 16 февраля 2021 в 04:50

Статья очень интересная, плюс.
Правда, хотелось бы получить ссылку на оригиналы писем как пруф.

Вот только, осмелюсь заявить, я не разделяю чуть ли не всеобщего восторга от творчества Лавкрафта. На этом сайте, полагаю, собрались взрослые люди, имеющие немалый культурный багаж. И очень удивительно, если они ВСЕРЬЁЗ расхваливают его.

На мой взгляд, лавкрафтовская вселенная может по-настоящему будоражить воображение либо подростков, либо людей, не особо искушённых в литературе. При вдумчивом прочтении его текстов (может быть, за редким исключением) становится очевидно, что это литература не просто развлекательного характера, но литература глубоко вторичная.

Приёмы нагнетания ужаса и создания иллюзии достоверности фантастического, используемые Лавкрафтом, разработал Эдгар По. Схождение человека в ад, его столкновение с жутким инфернальным началом описано в "Божественной комедии" Данте, изобилующей неисчислимым множеством символов. Описание шабаша (в удачном сатирическом ключе) мы находим в "Молодом Брауне" Готорна.

А все эти "полузапретные" книги, хранящиеся в особых университетских архивах, безумные арабы, растерзанные неведомыми бестиями, циклопические подводные города, люди-рыбы, скрещивающиеся с обычными людьми - всё это больше напоминает дешёвые приёмы привлечения читательского внимания, нежели подлинные художественные открытия.

В этом отношении произведения, например, Стокера, Уэллса и Брэдбери отличаются большей глубиной.
+1

Симон Орейро прокомментировалЯ беглый раб с планеты Аберон 12 декабря 2020 в 01:09

Любопытный художественный опыт, в котором немало интересных моментов.

На мой взгляд, получилась своего рода "лирическая космоопера" (другое дело, что научно-фантастическая составляющая сведена к минимуму).

Кроме того, чувствуется некоторое влияние (нео)романтической эстетики (мотив "исключительной личности", коей, безусловно, является лирический субъект стихотворения).

Прослеживается также мотив смерти и воскрешения, восходящий, по моему мнению, к таким хотя бы феноменам, как, например, широко распространённый в древности культ умирающего и воскресающего божества.

А теперь ложка дёгтя.

Начнём с мелочной придирки.

Обратите внимание на последнее слово последней строки третьего четверостишия. Кажется, уместнее было бы написать "заКонов, а не заГонов". Подозрительно похоже на опечатку.

Если же говорить о стихотворении в целом, то у меня двоякое впечатление. Произведение интересно с научной точки зрения, ценно как материал для литературоведческого исследования. Что же касается художественной составляющей, то я не разделяю восторга других комментаторов. Шедевром ни в коем случае не назову. Больше похоже на ученический опыт, требующий тщательной доработки.
+1

Симон Орейро прокомментировалОтрицательные персонажи славянской мифологи 30 декабря 2019 в 16:09

Может показаться странным, что я обращаю внимание на подобные детали, но всё же... Бросилась в глаза речевая ошибка: выражение "народный фольклор" не вполне корректно. При подготовке статьи слово "народный" лучше было бы опустить как несущее избыточную информацию. Фольклор как порождение коллективного устного творчества всегда является народным.
+2

Симон Орейро прокомментировалНосовой платок 22 ноября 2018 в 16:09

Спасибо за комментарий!
Не заметил опечаток, теперь исправил.
+2

Симон Орейро прокомментировалОдин день из жизни космодесантника 17 сентября 2018 в 18:26

В рассказе, к сожалению, практически нет ничего оригинального. Чувствуется сплошная вторичность.
Фактически вниманию читателей предложена калька первой главы "Звёздного десанта" Хайнлайна, приправленная руганью и обилием сложной наукообразной терминологии.
Мы видим неумелое подражание классическому образцу боевой фантастики. Впрочем, если мы имеем дело с работой начинающего автора, ещё не нашедшего собственную манеру письма, подобные недостатки простительны.
+1

Симон Орейро прокомментировалИзвращенец 15 марта 2018 в 23:21

Да нет, вы ошибаетесь. Фантастика в принципе понятие очень широкое - это не обязательно именно научная фантастика, это и тот же популярный ныне жанр фентези, и вообще всё невероятное, что встречается хотя бы в народных сказках. Да и даже научная фантастика не обязательно требует знания техники. Главное - не расписывать всё техническое подробно, если не специалист. Впрочем, и здесь всё не так строго: большинство читателей тоже вряд ли относятся к специалистам, подвох мало кто заметит)))
0

Симон Орейро прокомментировалИзвращенец 15 марта 2018 в 00:10

Забавная история, хотя к жанру фантастики имеет мало отношения. Другое дело, что это отчасти похоже на авангард как одну из форм фантастики.
+2

Симон Орейро прокомментировалРетроника: постижение биомеханических технологий древних 25 января 2018 в 14:01

Изыскания автора данного материала выглядят интересно, но (честно говоря) бредово.
Неискушённого читателя, не специалиста ввести в заблуждение легко.
Объяснения таким феноменам, как сходство мифов, легендарных персонажей и пр. более тривиальны. Стоит сказать хотя бы о теории архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга.
М. М. Бахтин, блестящий филолог, философ и культуролог, исследуя творчество Рабле, ввёл понятие "гротескного тела". Образы гарпий, циклопов, кентавров, великанов всех мастей являют собой именно пример телесного гротеска.
Кроме того, современная психология подробно исследует механизмы фантазирования. Дети маленькие ведь искренне верят в фантастических существ, пугаются темноты, выдумывают себе воображаемых друзей. Это тоже следует объяснить влиянием инопланетян?
+2

Симон Орейро прокомментировалМозг: Перезагрузка или Всего один шаг до бессмертия 25 января 2018 в 13:33

Взгляд на тему бессмертия и его достижения интересный (мне импонирует материалистическое понимание человеческой личности). Статья по авторской позиции напоминает немного рассказ Платонова "Родина электричества", эпизод с крестным ходом: мир не внемлет молитвам, он понимает лишь технологическое вмешательство.
+1

Симон Орейро прокомментировалВосход испепеляющего солнца 10 января 2018 в 11:13

Так для того чтобы сесть в автобус он вполне мог выйти из гостиницы. Разве каждую деталь нужно прописывать? Более того, разве нельзя допустить между абзацами (действиями, там описываемыми), некоего временного промежутка?
+1

Симон Орейро прокомментировалПричал 1 ноября 2017 в 11:10

Рассказ неплохой. Но идея "поглощения и маскировки" (так её назовём) не нова. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый фильм Джона Карпентера "Нечто" (1982), он, в свою очередь является ремейком менее известной картины ещё начала 1950-х.
Как вариант - вспомнить ещё рассказ Ф. Дика "Колония", где описывается инопланетный организм, принимающий облик не только людей, но и разных предметов.
+1

Симон Орейро прокомментировалМокрая асфальтовая поверхность 1 ноября 2017 в 01:34

Про группу "Театр Яда" раньше не слышал. Спасибо за подсказку!
+1

Симон Орейро прокомментировалОхваченный пламенем песок 25 июня 2017 в 12:50

Цитируете Е. Летова (песня "Поезд ушёл")?
0

Симон Орейро прокомментировалКое-что о философии «Матрицы» 11 мая 2017 в 11:56

У С. Жижека есть специальная работа, посвящённая "Матрице". Он говорит там о том, что представители разных философских школ фильм по-разному интерпретируют, видят там нечто своё. Может быть, это особенность человеческого мышления.
+1

Симон Орейро прокомментировалКое-что о философии «Матрицы» 11 мая 2017 в 11:45

В "Матрице" отразились не только идеи солипсизма в разных его изводах. Там можно увидеть и влияние философии экзистенциализма (свободный выбор в сцене с двумя таблетками) и постмодерна.

Выбор красной таблетки и выход за пределы Матрицы иллюстрируют концепцию трансгрессии, т.е. преодоления якобы непроходимых границ, прорыва за пределы привычной системы отсчёта, закрывающей горизонт новизны.
+1

Симон Орейро прокомментировалФальшивая история человечества. Города. 21 апреля 2017 в 20:18

Для Вас, видимо, все учёные сказочники. Вы только обладаете исторической и онтологической истиной?
0

Симон Орейро прокомментировалФальшивая история человечества. Города. 21 апреля 2017 в 00:57

Американский учёный Льюис Мамфорд в своей книге "Миф машины" предложил интересную гипотезу возникновения феномена войны.

Сначала было принято приносить в жертву состарившегося верховного правителя. Постепенно от этой традиции отказались и вместо самого правителя в жертву стали приносить его окружение, других жителей государства. После и это стало казаться неприемлемым. Жертв начали выбирать из соседей. Так начались военные походы: ходили за жертвами для ритуалов. А затем первоначальный смысл походов был потерян: стали попросту грабить и набирать рабов (в Древней Руси существовала социальная группа холопов, которую современные историки делят на две группы: долговые рабы и челядь (захваченные во время войн)).

Тот же Мамфорд приводил точку зрения на феномен одомашнивания: животных ловили и приручали не ради мяса, молока и т.д., а как культовый объект (связано с тотемизмом).
0

Симон Орейро прокомментировалТаймер 25 октября 2016 в 20:43

Сюжет рассказа заставляет вспомнить трагедию, разыгравшуюся примерно полвека назад вокруг препарата талидомид. Интересно, не эти ли события, хотя бы отдалённо, послужили источником вдохновения? Возникает ассоциация и с фильмом Д. Кроненберга "Сканнеры" (1980).
+1

Симон Орейро прокомментировалТаймер 24 октября 2016 в 20:39

В рассказе допущена опечатка или ошибка, бросившаяся в глаза. В эпизоде, где действие происходит в Анголе, говорится про "окраину Руанды". Должно быть, имелся в виду город Луанда, столица Анголы. А Руанда - это другое африканское государство.
+1

Симон Орейро прокомментировалВосточная сказка о налогах 14 июля 2016 в 02:42

А по мне, так прямой запрет на идеологию, признание идеологического плюрализма - это прекрасно.

Другое дело, что сейчас за отказ от одобрения государственной линии можно стать неким изгоем, попасть в "пятую колонну". Так что, видимо, возвращаемся к старому.
+2