fantascop

Новый Олимп

в выпуске 2013/06/13
article636.jpg

  Сознание возвращалось медленно. Оно цеплялось за реальность, отчаянно пытаясь разорвать не отпускающую пелену небытия.

  Калейдоскоп осколков зрительных образов вертелся в голове, стараясь воссоздать целостную картину из отголосков памяти.

  Человек попытался сесть, но задеревеневшие мышцы отказывались слушаться. После нескольких безуспешных попыток ему все же удалось придать телу сидячее положение.

  Вскоре начала возвращаться память.

  Выход из анабиоза порой сопровождается временной амнезией и мышечной слабостью. Но так тяжело не было еще никогда.

  Лев Скрябин — капитан крейсера «Звездный странник», окинул взглядом отсек. Капсулы, установленные ровными рядами, откинули крышки, выпуская своих подопечных на волю.

  Члены экипажа шевелились внутри удобных коконов, пытались садиться, а некоторые уже пробовали ступать на палубу.

  Через час, десять человек из двадцати участников полета собрались в кают-компании. Еще восемь — уснули вечным сном, не пережив длительного пребывания в анабиозе. Двоих удалось спасти, но они были настолько плохи, что пришлось поместить их в медицинский отсек.

  «Звездный странник» в свое время ушел в отдаленный сектор галактики, на расстояние в пятьдесят тысяч световых лет. Выполнив программу исследований, он благополучно вернулся к Земле.

  На столь дальний перелет, даже в сверхсветовом режиме уходило по семь лет в каждую сторону. На время полета экипаж погружался в анабиоз.

  Капитан окинул взглядом собравшихся астронавтов:

  Подведем итоги, — начал он. — По окончанию полета наш звездолет вышел на круговую орбиту вокруг Земли, где мы и провели более двух тысяч лет.

  Почему системы корабля дали сбой и разбудили нас лишь спустя столько времени — ответят специалисты. Сейчас меня больше интересует другой вопрос. Почему мы так долго крутимся вокруг родной планеты, а на нас никто не обращает внимания?

  Штурман — Олег Павлов, развернул перед собравшимися людьми голографическую картинку поверхности планеты.

  Ландшафт Земли разительно отличался от привычной картины.

  Береговые линии материков по большей части изменили свои очертания. Создавалось впечатление, что кто-то прошелся по ним, слизывая гигантским языком. Ледники растаяли. Пропали многие острова. Пустыни разрослись до невиданных пределов.

  Что же здесь произошло? — озвучила волнующий всех вопрос Светлана Яковлева — бортинженер.

  Судя по всему — ничего хорошего, — хмуро заметил штурман. — По всему земному шару приборы фиксируют участки с высоким уровнем радиации. Электрических огней городов не видно. В радиодиапазоне абсолютная тишина.

  Капитан встал. Несмотря на слабость, он старался держаться бодро и уверенно.

  Слушай приказ, — объявил он. — Всем службам подготовить корабль к посадке. Найдем удобное место в каком-нибудь труднодоступном районе, а там осмотримся и решим, как быть дальше. По местам.

  Снежная круговерть заполняла все обозримое пространство. Горный ветер холодный и резкий, заворачивал снежные вихри в причудливые короткоживущие образы. И тут же рвал их в клочья, швыряя в стекло иллюминатора.

  Скрябин любил наблюдать за горным пейзажем. В ясную погоду на обзорном экране командной рубки открывался великолепный вид на скалы, горные пики и заснеженные перевалы.

  «Звездный странник» уже много лет покоился на вершине одного из семитысячников Тибета. Плоскую вершину немного подравняли и подрезали лазером, приспособив под длительную стоянку корабля.

  Особенно изумительно при ясной погоде выглядели закаты и рассветы. Когда низкое Солнце, опалив верхушки скал, расцвечивало в кровь заснеженные вершины, сознание помимо воли замирало в тревожно-волнительном ожидании какого-то таинства.

  А какой тут был воздух! Поначалу без кислородной маски дышалось тяжеловато. Но люди постепенно привыкли. Свежее дыхание гор пьянило и взбадривало одновременно.

  Экипаж строго следил за исправностью систем звездолета, проводя все технические мероприятия в плановом режиме.

  Площадка, на которой покоился «Звездный странник», была мала для прогулок. Поэтому в свободное от вахты время, члены экипажа брали легкие катера и летели к пологим склонам и плоскогорьям. Они катались на лыжах, устраивали пикники, коротким горным летом загорали на альпийских лугах.

  Время от времени обитатели корабля по очереди уходили в анабиоз, который помимо прочего омолаживал организм, запуская вспять процессы старения.

  И все это время они непрерывно наблюдали за своими потомками населявшими Землю.

  Внешний вид планеты явно свидетельствовал о том, что в далеком прошлом она пережила глобальный катаклизм.

  Радиоактивные пустоши на ее теле могли являться только следами ядерных бомбардировок. А так сильно изменить контуры материков могло только цунами колоссальной силы, которое обошло Землю не один раз.

  А, что же люди?

  А люди жили почти везде, хотя популяция их была весьма не многочисленна. По приблизительным подсчётам, Земля имела около тридцати миллионов жителей. Проживали они в поселках и небольших городах.

  По совокупности факторов: развитие ремесел, орудия труда, сельское хозяйство, уровень их развития соответствовал древнему миру предшествующей цивилизации.

  Ушедшая эпоха не оставила никаких следов, кроме погребенных под слоем земли, руин древних городов.

  Некоторые обитатели «Звездного странника» не удержавшись от соблазна, посещали новый мир.

  В своих путешествиях они были поражены, насколько дух нынешней эпохи, соответствует прошлому человечества, о котором они знали из истории. Создавалось впечатление, что исследователи перенеслись на машине времени в свое прошлое и с головой окунулись в мир своих предков.

  Их заметили примерно через пятьдесят лет. Огни корабля даже на большой высоте не смогли укрыться от внимательных человеческих глаз.

  Подножие горы превратилось в место паломничества.

  Похоже, они создают себе новых богов, — заметила как-то Лариса Маликова — корабельный врач, глядя вниз со скалы. — Огней внизу все больше и больше.

  И действительно, сквозь темноту ночи, как крошечные светлячки, проглядывали искорки сотен костров. С каждым месяцем их становилось все больше.

  Пусть себе развлекаются, — сказал штурман. — Нам-то что.

  Мы не сможем вечно оставаться в стороне, — заметил Анатолий Шмаков — первый пилот и по совместительству, весьма эрудированный и дальновидный человек. — Люди пытливы и настойчивы. Однажды между нами произойдет контакт. И тогда у нас, скорее всего, будет только два пути. Или нам придется стать их наставниками, или они начнут войну против нас.

  Вот напугал, — усмехнулся штурман. — Кто мы и кто они.

  Дело не в этом, — уточнил пилот. — Независимо от варианта, конец будет один. Рано или поздно, новая цивилизация повторит судьбу всех предшествующих — она погибнет.

  К чему ты клонишь? — воскликнула Яковлева, присутствующая при разговоре.

  Существуют факты, от которых просто так не отмахнешься. Нынешняя цивилизация не первая. До нее были мы, ранее Атлантида и Гиперборея. Были и другие великие культуры, чьи корни уходят в такую глубину веков, что даже сложно вообразить. И у всех у них был один финал.

  Но они не исчезали бесследно. Всегда оставалась небольшая группа выживших людей, сумевшая сохранить тень былого могущества. И эта тесная группа, становилась у истоков нового мира, влияя на него и, в конечном счете, заставляя повторить свою собственную судьбу.

  И этой узкой группой можем стать мы? — догадался штурман.

  Да но, те, кого люди считали своими богами, всегда направляли их на путь, так или иначе ведущий к гибели. Причем сами боги, делая это  по неосторожности или неопытности, всегда считали, что действуют из благих побуждений.

  Капитан, все время стоявший чуть в стороне, подошел ближе.

  Ты хочешь сказать, Толик, что наша глобальная история обречена на цикличность? Что человечество с самого начала запрограммированно на самоуничтожение?

  Если у истоков новой цивилизации стоят пережитки сгинувшей эпохи, то да.

  Мы достигли в своем развитии такого могущества, что возомнили себя богами.

  Мы победили голод и болезни. Наши знания позволяют продлять человеческую жизнь бесконечно долго. Наша медицина шагнула так далеко, что сама старуха с косой отступила, поджав хвост.

  Мы создали искусственный интеллект, научили его думать самостоятельно и почти научили чувствовать.

  Наши корабли заглянули в самые отдаленные уголки Вселенной.

  В своих научных изысканиях мы докопались до таких глубинных тайн мироздания, что если бы захотели, смогли бы пошатнуть физические законы пространства и времени.

  Все это так. Но…

  Развиваясь интеллектуально, мы порой забывали о моральных аспектах или упорно старались их не замечать.

  Из нас так и не получилось гармонично развитых личностей, в которых высокий интеллект соседствует с не менее высокими морально-этическими убеждениями.

  И как следствие — низшие человеческие качества, как жадность, злоба, зависть, все еще порой довлеют над нами.

  Вот почему раз за разом мы уничтожаем друг друга. Создаем на осколках цивилизаций новое общество, и снова с упорством достойным лучшего применения, ведем его к гибели.

  Мы оказались полностью беззащитными перед самими собой. Перед нашими первобытными страхами и эмоциями.

  Пока мы не ответим на вопросы: кто мы,  для чего существуем? Мы будем вынуждены раз за разом начинать все сначала.

  Сколько же бесконечных циклов мы должны еще пройти, прежде чем наше коллективное сознание выработает модель поведения общества, направленную не на разрушение, а на сохранение и созидание.

  Я не берусь утверждать, что нынешние люди сами по себе не повторят наши ошибки. Но без нашего «мудрого» жизненного руководства у них, по крайней мере, появится шанс.

  В кают-компании стояла гробовая тишина. Все слова были сказаны, все аргументы приведены. По молчаливому согласию было ясно, что коллективное решение уже принято. Но все равно никто не решался заговорить первым.

  Не понимаю, — Яковлева даже не пыталась сдержать слезы. — Почему мы должны покинуть свой дом?

  А почему мы позволили себе думать, что он наш? — так же вопросом ответил Шмаков. — Мы такие же пережитки ушедшей эпохи, как ископаемые динозавры. Мы настолько закостенели в своих взглядах, что не способны принести этому миру ничего кроме вреда.

  Значит, добровольное изгнание, — подытожил штурман.

  Давайте не будем драматизировать, друзья, — вступил капитан. — У нас есть великолепный, полностью функциональный корабль — крейсер дальнего поиска.

  Вселенная огромна и она вся доступна для нас. Впереди у нас целая вечность. Так не будем унывать.

  Быть может, однажды мы вернемся, и нас встретят не как богов, а как равных.

  Тысячи людей, собравшихся у подножия горы, наблюдали, как вершина утонула во вспышке ослепительного пламени.

  Огненная колесница стремительно рванулась в ночное небо, уменьшаясь на глазах, пока вовсе не растворилась на фоне звезд.

  Те, кто так и не стал для них богами, уходили в глубины Вселенной, давая людям шанс, выбрать свою судьбу самостоятельно.

 

 

Рейтинг: +11 Голосов: 11 3323 просмотра
Нравится
Комментарии (56)
Матумба(А.Т.Сержан) # 26 октября 2013 в 02:48 +4
Очень понравилось. Поиск смысла существования человечества идущий по спирали. С уничтожением тупиковой, не дающей ответ ветки вместе с цивилизацией. Тысячелетие за тысячелетиями. Виток за витком. Непрерывно спрямляя кривую. Постоянно увеличивая диаметр. Сколько раз человечество погубит само себя, прежде чем поймет зачем "оно"? Превратиться ли спираль в прямую линию? На которой уже не будет нужды убивать друг друга, освобождая пространство следующим итерациям "хомо"?
Солидарен полностью — надо было уйти, чтобы не навредить. Чтобы, в конце концов, у нас появился хоть какой-то шанс.
Отличный рассказ! Спасибо!
Константин Чихунов # 26 октября 2013 в 03:02 +5
Спасибо, Александр! Рад, что понравилось! Надо отметить, что основную идею рассказа вы выразили очень точно.
0 # 28 октября 2013 в 07:56 +3
Да, интересная трактовка "развития" человечества. Вопросов, над которыми стоит подумать, рассказ ставит немало. Хорошо, что Вы не забываете нравственные аспекты, Константин.
Константин Чихунов # 28 октября 2013 в 16:28 +3
Спасибо, Лада! Я рад, что рассказ заставляет задуматься. Признаться, я на это и надеялся.
Григорий Неделько # 19 марта 2014 в 18:23 +3
Отписываюсь ужо. smile Рассказ мне понравился, считаю, что он как минимум немного недооценён. Мне нравится, его и озвучу. Озвучку скину тебе в личку - такая практика. smile Ларе, которая довольно давно томится в ожидании озвучки, постараюсь угодить совсем скоро. :)))
Константин Чихунов # 20 марта 2014 в 00:04 +3
Благодарю, Григорий!
Отличная озвучка!
Григорий Неделько # 20 марта 2014 в 00:10 +3
Рад стараться! :)
Катя Гракова # 9 мая 2014 в 10:25 +2
Прочитала, поставила плюс, потому что рассказ хорош: и техника вопроса, и философия, всё хорошо. Только... люди-то ведь... они же всегда остаются людьми, даже ты, Костя, сам об этом пишешь, и мало кто из обычных людей мог бы прийти к такому заключению. Это правильное заключение - оставить Землю, колыбель человечества, свой дом, чтобы не навредить ему своей божественностью - но оно могло бы принадлежать людям, УЖЕ вышедшим на новый нравственный уровень. Значит, герои рассказа, несмотря на то, что они причисляли себя к людям обычным, всё же СТАЛИ выше. Значит, кривая, как верное заметил Саша, начала потихоньку выпрямляться.
Значит, ты, Костя, сам того не ведая или тщательно это скрывая, дал нам надежду, что МЫ сможем. Спасибо.
НФ, как всегда, на высоте.
Константин Чихунов # 9 мая 2014 в 12:01 +3
Я об этом не задумывался, но пожалуй ты права. Экипаж корабля смог понять, а значит есть шанс, что поймут и остальные.
Спасибо, Катя!
0 # 9 мая 2014 в 12:35 +5
В свое время бывший глава Всемирного Банка Пол Вулфовец написал целую статью о странностях российского характера. Он задался вопросом о том, почему русские все время пытаются показать себя с плохой стороны, хотя у них достаточно хороших достоинств. Собственно говоря, почему человечество обречено погибнуть, если представители былых цивилизаций станут его наставником? Неужели инфернальный путь миллионов проб и ошибок лучше, чем осознание энтропийного пути? На мой взгляд, экипаж оказался неготовым к такому повороту событий из-за отсутствия в его составе историков и социологов. (Это, что называется, философские размышления после прочтения)
Когда я читаю фантастику, то обращаю внимание не на то, какие мощные лазеры, или умопомрачительные искусственные мозги у межгалактического мотоцикла, а на то, какое место занимает в произведении человек, или неожиданная идея. Константин, у вас рассказы всегда со смыслом и это очень импонирует. Спасибо за возможность задуматься.
Константин Чихунов # 9 мая 2014 в 13:26 +2
Спасибо за мнение, Андрей!
Такой вариант тоже возможен. Мои герои могли испугаться ответственности, не поверить в свои силы. Кто-то даже скажет, что они поступили предательски по отношению к своим потомкам.
Мне нравиться, когда мои читатели вольно трактуют смысл произведений, предлагают различные варианты мотиваций и последствий.
Катя Гракова # 9 мая 2014 в 13:27 +1
Мне нравиться, когда мои читатели вольно трактуют смысл произведений, предлагают различные варианты мотиваций и последствий.
Я вот тоже всегда стояла за это, а оказывается, существуют читатели, которым подавай конкретику и не хотят они ничего придумывать.
Константин Чихунов # 9 мая 2014 в 13:32 +2
Есть и такие.
Значит нужно изловчиться написать так, чтобы и эта категория читателей смогла увидеть для себя то, что она хочет.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 13:35 +3
А я не верю ((( простите, друзья-читатели-писатели.
Вот просто не верю - и все тут.
Никогда (имхо-имхо) человечество или представители какой-либо иной цивилизации не станут мудрее, добрее, гуманнее. Не начнут относиться с пониманием к "вечным ценностям" (никакой иронии).
Потому что, как существо (хомо или не хомо) не социализируй, на какие примеры из прошлого не ссылайся, как не воспитывай в лучшую сторону, - все равно это существо придет к пушкам-ракетам-лазерам-мазерам и завоевательной политике кого-то другого. Иностранца, инопланетника, жителя другой галактики. Любого, кто окажется на более низком уровне развития. Технического, разумеется.
Потому что (опять-таки имхо-имхо), чем ниже уровень технического прогресса, тем больше в человеке гуманности, доброго и понимания. Ибо - гармония с природой, близость к животным, цветочкам и прочее (утрирую, конечно, но идея, полагаю, ясна). А с ростом цивилизации начинает расти и мания величия: их бин - царь природы, планеты, других низших рас или народов, всей вселенной (нужное добавить или подчеркнуть).
И никакие историки и социологи (это вам, Андрей), ничего с этим не поделают. Потому что они - тоже продукты этого общества. И работают, в первую очередь, на социальный заказ. И обоснуют вам то и так, что и как надо именно сейчас.

Да, я циник и пессимист в этом вопросе.
И не верю в будущие гуманные цивилизации, не верю в понимание, доброту и прочие положительные вещи в далеком будущем.
Поэтому Костин рассказ - это очень хорошая, замечательная... утопия. Сказка. Для будущих поколений, которые, сидя за пультом управления ракетами класса земля-воздух или изображая богов на планете "диких и отсталых", прочитают и скажут что-то вроде: "А че, хорошая фантастика! Вот же придумывали в старину... Саня, активируй лазер - пора показать этим засранцам, кто здесь главный!"

Кстати, плюсик поставила )))
Катя Гракова # 9 мая 2014 в 13:37 +3
А я не верю
И имеешь полное право, так что "простите" ужо ни к чему. joke
Константин Чихунов # 9 мая 2014 в 13:44 +4
Спасибо, Дара!
Возможно, со мной многие не согласятся, но лично я верю, что человечество способно повысить в разы свой уровень этики и морали, став мудрее, добрее, честнее.
Ну вот такой я оптимист.
0 # 9 мая 2014 в 13:46 +4
Зачем ненужные страданья,
Утраты, горечь и тоска,
Когда в системе мирозданья,
Есть ты, прекрасная душа…

Когда б немилосердный Боже,
Создав других, тебя забыл,
Тогда еще быть может,
Других, а не себя ты полюбил…

* Человек существо эгоистичное, но даже в нем иногда просыпаются иррациональные чувства и эмоции, которые являются высшей рациональностью.
Константин Чихунов # 9 мая 2014 в 13:52 +4
Чьи слова?
0 # 9 мая 2014 в 13:57 +2
Так, ветром принесло с крыльев боевых машин, пролетающих над моим домом.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 14:00 +2
Человек существо эгоистичное, но даже в нем иногда просыпаются иррациональные чувства и эмоции, которые являются высшей рациональностью.
ключевое слово: иногда. Да - просыпаются. Да - даже хочется им следовать. И многие пытаются - за что им респект.
Но - недолго. Немногие. И изредка.
0 # 9 мая 2014 в 14:09 +2
А в конце непременно - Shene... Может и иногда, но я все-таки не соглашусь с тем, что от древности до современности объем высшей рациональности уменьшается. На мой взгляд, она становится более осознанной и органичной частью человека. Другое дело, что вот это самое добро испытывает моральное сметение, когда заходит речь о необходимости иметь кулаки.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 14:15 +2
Хммм...
вы знаете, Андрей, а вот у меня прямо противоположный взгляд на проблему.
высшей рациональности, человечности становится все меньше и меньше, а эгоизма, пренебрежения к окружающим, озлобления (глобального) - все больше.
А добро - если оно и есть (а оно есть, не спорю) - как раз все больше понимает необходимость иметь кулаки. "добренькие" и "блаженненькие" сейчас ничего не добьются. Потому что для проповедей нужен, как минимум, некий моральный стержень в тех, кому ты проповедуешь.
А если ты - за справедливость, да еще и умеешь дать в чавку козлу=придурку=подонку - тогда у тебя есть шанс.
Вот только, одно дело - именно дать в чавку, и совсем другое - восстанавливать справедливость танками, пушками, лазерами и самонаводящимися ракетами. Потому что тут уже стирается грань между теми, кто за "плохих", и теми, кто за "хороших".
очень трудно понять, какую цену ты - представитель добра - можешь и имеешь право заплатить за восстановление гуманности. мира и справедливости.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 17:22 +4
Мораль первопричинна, проявляется по отношению к своим. Коллективное спасение не совпадает с индивидуальным. Мораль перестает работать, если все вокруг чужаки.
Константин Чихунов # 9 мая 2014 в 17:27 +3
Если только мнения внутри коллектива не совпадают между собой.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 17:35 +3
Мне кажется, Дара рассуждала о лозунгах. Когда мнения внутри одного коллектива противоположны мнениям внутри другого. Предлагаю к обсуждению неразрешимый парадокс современности.

"Чем демократичнее общество, тем законнее государственные перевороты, гуманитарные интервенции и операции по принуждению к миру."
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 17:30 +2
Андрей, мне твой коммент напомнил одну реальную историю.
К вопросу о морали и первопрчинности чего-то в человеке.

Сидели мы как-то с моим лучшим другом и его женой за рюмкой коньяка, и вели беседы за жизнь. Не помню, как зашла речь, но жена друга сказала: "вы, наверное, друг другу на все 100 доверяете". А друг мой отвечает: "нет. думаю, на 95%".
- Вот, представь, что мы с Дарой плывем на корабле. Попадаем в шторм. Корабль тонет, все гибнут. А нас вдвоем выбрасывает на необитаемый остров.
Где гарантия, что мы - прошедшие с ней огонь, воду и медные трубы, любящие и ценящие друг друга боевые товарищи - не убьем сотоварища за последний кусок хлеба.

Так что первопричинен - инстинкт самосохранения. А потом уже все остальное.
Мораль - продукт социализации человека, который изначально животное.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 17:40 +3
Не правда, мораль встроена в инстинкт самосохранения у коллективно выживающих (стоит крысе покинуть стаю, как ее перестают узнавать и съедают), как животных, так и людей.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 17:42 +2
Андрей, это не мораль. Это тот же инстинкт самосохранения, только на коллективном уровне. Быть частью стаи = быть живым. Быть изгнанным = умереть.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 17:47 +3
Разве возможна мораль в отрыве от коллектива? Разве возможно самосохранение в одиночку?
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 17:50 +2
имхо: возможно. И то, и другое.
Но я говорила о другом: о том, что ты смешиваешь разные категории - существующие в человеке (или животном) на инстинктивном уровне и на уровне социальной адаптации.
А у них - разная сила влияния. Несоразмерная.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 18:00 +3
Ну какая может быть социальная адаптация у животных. rofl
Рождаясь, мы становимся частью этической системы коллектива. Она встроена, генетически ли, заимствованно ли, в его систему выживания. Мы часть этого, существующего до нас. Мы вынуждены с этим считаться. Иначе эта же этическая система сработает против нас. Как убивают заболевшее животное из сострадания.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 18:05 +2
Ну какая может быть социальная адаптация у животных
здрасссьте ))) еще как может
и примеров тому - тьма.

Рождаясь, мы автоматически попадаем в коллектив. Но из этого абсолютно не следует, что
1. мы становимся его частью
и 2. мы принимаем его этическую систему.

Если бы это было так, как вы пишете, Андрей, во вселенной царили бы мир и спокойствие.
Но в том-то и проблема, что мы, в большинстве своем, именно вынуждены !!! считаться с социумом, нас окружающим. Но вынуждены - не значит, будем всегда и в любых ситуациях. А есть и те, кто не считается, но при этом достаточно умен, чтобы не попадаться.
И, опять-таки, это категории социальные.

А кто это убивает больное животное из сострадания?
В стае таких убивают, чтобы съесть, пока не протух.
А люди как раз стремятся любыми способами это животное выходить. И иногда получается, а иногда - оно потом только больше мучается.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 18:15 +3
Мы уже на вы что ли, или это тактика "уважения" оппонента. laugh

Ну ладненько, не будем смешивать людей и животных. Люди выхаживают больных из чувства вины, что если уж совсем философствовать, можно отнести к эгоистической категории. Но это не означает, что в человеке нет врожденной (приобретенной) морали.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 18:19 +2
а мы на "вы"? shock
прошу пардону )))
случайно вырвалось )))

Но это не означает, что в человеке нет врожденной (приобретенной) морали.
врожденной - имхо - нету
а приобретенная - есть, конечно.
Но тут встает вопрос: насколько глубоко эта самая приобретенная мораль в тебя "зашита"? Ты соблюдаешь ее, чтобы не иметь неприятностей в социуме? - тогда это не мораль, а социализированный инстинкт самосохранения.
Или ты соблюдаешь правила, потому что они тебе близки внутренне? - вот тогда это действительно моральные нормы.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 18:22 +3
С этим согласен! glasses
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 18:47 +3
Ребенок может взять чужое, потому как еще не понимает, что такое право собственности, но сделав кому-то больно - плачет. Это естественная внутренняя реакция.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 18:50 +2
сделав кому-то больно - плачет
сомнительно.
моя ребенка плакала, когда ей было больно.
и другие дети, которых я наблюдала.
а если ребенок плачет, сделав кому-то больно, это, скорее, уже зачатки заложенной социальной морали. Он плачет, потому что понимает, что совершил проступок, за который будет наказан.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 18:58 +3
Каждый исходит из своего опыта. Истина - субъективна. Все разные. Дети могут плакать, не из-за боязни наказания, а потому что не лишены сострадания.
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 19:24 +2
не лишены сострадания.
возможно.
но это тоже сторона социальная, а не заложенная в природе изначально.
животные - прежде всего, жестоки. А сострадательны - только с нашей, человеческой кочки зрения.
Так же, как и дети. Которые ближе к животным в силу отсутствия социализации. Или ее незначительности.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 19:29 +3
Ты пытаешься быть объективной, но сама же, субъективно, мысли сводишь к "социалке". smile
DaraFromChaos # 9 мая 2014 в 19:54 +2
я не свожу, я пытаюсь отделить социалку от изначально заложенного )))
Андрей Штырков # 12 мая 2014 в 00:43 +2
Еще раз подумав на тему морали, прихожу к выводу что: "Мораль вне общества невозможна", это же касается проблематики "10-ти заповедей", которые работают только в обществе (нужно минимум двое людей).
Исходя из вышесказанного, соглашаюсь, что мораль - общественная (коллективная) приобретенная ценность. Но все-таки, пусть мораль и не первична, она первопричинна для человека, что отличает его от животного, и нельзя исключать возможность передачи этических ценностей генетически, как необходимо важную для выживания вида информацию. smile
Андрей Штырков # 12 мая 2014 в 00:54 +2
Да, человеческую мораль (осознанную), я отличаю от животной (инстинктивной), но допускаю проявления морали у человека на инстинктивном видовом уровне.
Андрей Штырков # 9 мая 2014 в 19:42 +4
Спасибо Константину за навеянные его прекрасным рассказом мысли! glasses
Григорий Неделько # 11 мая 2014 в 16:01 +3
Кость, если ещё не видел - выпуск с твоим рассказом: https://archive.org/details/ganpredstavlyaetvipusk4
Константин Чихунов # 11 мая 2014 в 19:14 +2
Уже видел. Отличная озвучка! Спасибо, Гриш!
Евгений Вечканов # 17 июля 2014 в 18:15 +2
Разум должен в итоге победить. Мы ж человеки-то разумные!
Жаль, что тенденция к этому просматривается пока не везде и не во всём...
Плюс.
Константин Чихунов # 17 июля 2014 в 20:30 +3
Спасибо, Жень! Рад, что понравилось!
Казиник Сергей # 7 января 2015 в 03:29 +4
Рассказ в номер пойдет. Первый 2015 году))))
Константин Чихунов # 7 января 2015 в 22:12 +3
Отличная новость! Спасибо,Сергей!
Катя Гракова # 8 января 2015 в 09:47 +2
Год начался хорошо! Поздравляю, Костя! dance
Константин Чихунов # 17 января 2015 в 15:50 +1
Спасибо, Катюша!
Павел Пименов # 2 марта 2015 в 22:48 +2
двадцать человек - маловато для колонии. Я бы взял ещё сотню аборигенов.
Но мысль интересная. Плюс.
Константин Чихунов # 7 марта 2015 в 14:26 +2
Спасибо, Паша! А колонии не будет, только вечность в анабиозе, и вернуться они назад, в лучшем случае, в том же составе. А там...
Станислав Янчишин # 17 июля 2017 в 00:11 +1
Вот это ход... Даже интересней, чем в "Планете обезьян"! Браво!!!
Константин Чихунов # 17 июля 2017 в 00:33 0
Спасибо, Станислав! Это один из моих первых рассказов.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев