1W

Подлинная история "Летучего Голландца"

в выпуске 2013/06/17
9 июня 2013 - DaraFromChaos
article644.jpg

 

КОРАБЛЬ И ЕГО КАПИТАН

История и старинные журналы Антверпенской купеческой корабельной верфи гласят, что в мае 1673 года на воду был спущен парусник класса каравелла, получивший имя "Летучий Голландец". Деньги на его строительство были даны одним из самых богатых купцов вольного торгового города – господином Иоанном фон дер Фальком. У герра Фалька уже было несколько кораблей для путешествий и торговых операций, но новый парусник превосходил их всех – и скоростью, и легкостью хода, и великолепной оснасткой. Именно за быстроту и получил корабль имя прозвище "летучий". Ну а патриотизм голландских купцов известен: как же еще мог назвать судно Фальк, гордый своим детищем!

Каков корабль – такова и команда. Ее для нового парусника подбирали очень тщательно. А капитаном стал прославленный морской волк – Ян Ван дер Страатен. За плечами у него было немало морских миль, и, как бы трудно ни приходилось, как бы ни ярились волны, какой бы шторм ни трепал паруса, капитан Страатен был знаменит тем, что ни одно судно не погибло и даже не было выброшено на мель, пока он стоял у штурвала. Говорили, правда, что новый капитан не только необычайно искусен в морском деле, но и чертовски горд: считает, что нет ему равных среди мореходов. Да и ни в бога, ни в черта не верит: не боится их поминать всуе, иногда такие проклятия загибает, что небу жарко становится. Но это все слухи, а что капитан Страатен – мастер своего дела, сомнений ни у кого не вызывало.

НАЧАЛО ЛЕГЕНДЫ

Первые два рейса "Летучий Голландец" совершил вполне благополучно: сходил в Вест-Индию за грузом драгоценного дерева и отменных тканей. А в июне 1675 года вышел в свое третье путешествие – обогнув мыс Доброй Надежды на южной оконечности Африки и зайдя по пути в несколько торговых портов, корабль должен был забрать из Индии ценнейший груз благовоний. Но из этого рейса ни "Летучий Голландец", ни его команда не вернулись.

Парусники в те далекие времена часто гибли во время бурь, напарывались на неизвестные картографам подводные скалы или выбрасывались на берег, чтобы избежать гибели в море. А на берегу команда оказывалась в руках враждебно настроенного местного населения. И далеко не всегда можно было выяснить, что случилось с тем или иным кораблем: просто потому, что не оставалось ни одного живого свидетеля. Так произошло и с "Летучим Голландцем".

Здесь кончается история и начинается легенда. Спустя всего пару лет после того, как каравелла пропала без вести, ее видели моряки тоже анверпенского торгового судна "Благословение Марии": капитан Страатен стоял на мостике, команда бодро управлялась с парусами, которые надувал неведомый ветер (стоял полный штиль, и "Благословение Марии" дрейфовала в южных водах в ожидании ветра). "Летучий Голландец" пронесся мимо, как призрак, и исчез из виду раньше, чем кто-то успел сказать хоть слово. В тот же вечер разразился страшный шторм, и после нескольких часов упорной борьбы с морем капитан "Благословения Марии" принял решение выбросить потрепанный и давший течь корабль на видневшиеся вдали скалы. Это была единственная возможность спасти команду! Но скалы оказались крохотным необитаемым островком. От голода и болезней там нашли свою могилу почти все моряки. Двух последних матросов спустя шесть месяцев подобрало проходившее мимо судно. От них-то Фальк и узнал, что "Летучий Голландец" жив.

Сведения о корабле-призраке, идущем на всех парусах при полном штиле или даже против ветра, встреча с которым сулила несчастья и гибель, все чаще приносились чудом оставшимися в живых моряками разных стран. Эти свидетельства были столь многочисленны и так совпадали в деталях (даже у людей, не знакомых друг с другом), что назвать их морской байкой или пьяной болтовней не получалось. (Кстати, даже самый не суеверный и трезво мыслящий читатель может лично убедиться, что встречи с "Летучим Голландцем" действительно были. Сохранилось множество свидетельств уважаемых людей: известных писателей, членов императорских фамилий – английской и португальской, ученых и военных, видевших корабль-призрак своими глазами.)

ЗА ЧТО ПРОКЛЯЛИ "ГОЛЛАНДЦА"

Видимо, известная легенда о том, что капитан Ван дер Страатен поспорил со своими собутыльниками – капитаном Фоком и графом Фалькенбергом – о том, что обогнет мыс Доброй Надежды назло богу и дьяволу, даже если и придется ему плыть до самого Страшного Суда, родилась вскоре после пропажи "Летучего Голландца" и появления его уже как корабля-призрака. За свою гордость капитан был проклят вместе с командой, а судно обречено вечно огибать мыс Доброй Надежды.

Есть и вторая версия истории с проклятием. Дескать, вечный богохульник и отчаянный смельчак Страатен поспорил с дьяволом на свою душу, что дойдет из Европы в Вест-Индию всего за три месяца. Когда нечистый увидел, что умелый капитан выигрывает пари, он превратил паруса корабля в неуправляемые железные листы.

Но есть и третья история. Именно она считается истиной в Голландии, потому что была записана в 1678 году со слов моряка торговой шхуны "Ангел-хранитель".

Выйдя в свое последнее путешествие, "Летучий Голландец" благополучно добрался до южной оконечности Африки, по пути свершив несколько выгодных заходов в местные торговые порты. Но мыс Доброй Надежды недаром носил еще одно имя – мыс Бурь. И, огибая его, корабль попал в ужасный шторм. "Летучий Голландец" был новым судном, легким и быстроходным, так что команде удавалось почти без потерь справляться с бурей. Но вдруг невдалеке показался напоровшийся на мель тонущий корабль – это был "Ангел-хранитель". Команда его уже пересела в шлюпки, но выжить в такой шторм на утлых суденышках было практически невозможно.

Спасать тонущих, даже с риском для собственной жизни и корабля, – первый закон моря. Капитан Страатен не мог этого не знать. Тем не менее, он не пытался подойти к шлюпкам. Капитан дал команду "Лево руля!", чтобы поскорее удалиться от опасной подводной скалы. Тщетно завали на помощь из шлюпок: "Летучий Голландец" уходил все дальше за завесу дождя и брызг. И тогда брошенные на произвол судьбы моряки прокляли жестокого капитана и его команду: "Как мы никогда не увидим берега, так и вам не суждено будет ступить ногой на твердую землю!" – крикнул вслед уходящей каравелле капитан "Ангела-хранителя".

Из всей команды "Ангела" выжил только один моряк, которого волны выбросили на берег без сознания. Что стало с его товарищами, он не знал, но, добравшись до родного Антверпена спустя целых три года, рассказал эту историю. В это время корабль-призрак уже успел посулить гибель не одному паруснику на просторах океана.

Вот так "Летучий Голландец" стал вечным вестником несчастья. И никто не знает, до каких пор суждено ему идти по волнам и огибать мыс Доброй Надежды. Говорят, правда, что любое проклятие может снять женщина, чье сердце полно любовью. Но все жены и подруги моряков "Летучего Голландца" уже давно в могиле. А откуда сейчас возьмется женщина на корабле, который уже много веков не пристает к берегу?

Похожие статьи:

РассказыОгни Богов

РассказыСтигфоссен

РассказыЛетучий Голландец

РассказыПроклятая 2 часть

РассказыИстория жизни - история смерти

Рейтинг: +5 Голосов: 5 3727 просмотров
Нравится
Комментарии (11)
Егор # 17 июня 2013 в 23:44 0
Отличная статья! Давно коллекционирую все ваши озвучки статей - очень интересно. За рулем вместо музыки расширяю свои познания. Спасибо!
Анатолий Шилов # 18 июня 2013 в 04:07 +2
Спасибо Дара. Познавательно и интересно.
DaraFromChaos # 18 июня 2013 в 11:09 +2
Всегда пожалуйста )
Рада, что читателям интересно )
Дуров Алексей Викторович # 18 июня 2013 в 14:01 +3
Я и другие версии встречал, например, есть легенда, что капитан Страатен вез из Индии молодую семью, ему понравилась женщина, тогда он убил ее мужа. А она прыгнула за борт, перед этим прокляла капитана и команду.

А вообще, вот же ж времена были, морякам в головы не приходило, что можно оставить человека за бортом. А сейчас уже как бы и не грех даже.
DaraFromChaos # 18 июня 2013 в 14:07 +3
Интересная версия. первый раз про такую слышу.

Сейчас можно не только за бортом оставить, но и помочь туда свалиться. К сожалению, тоже не грех (((
Анна Гале # 15 июля 2016 в 12:10 +1
Тоже слышала именно эту романтическую версию )) А те, что изложены в статье, - для меня новые. Спасибо, интересно!
DaraFromChaos # 15 июля 2016 в 12:15 +1
Грегушка еще одну версию рассказывал: в комментах к моему Одиночеству.
легенды - они такие разные zst
Дуров Алексей Викторович # 19 июня 2013 в 11:26 +2
И еще один символ просматривается: каравелла (старое, надежное, проверенное) отказала в помощи шхуне (новое, прогрессивное). "Летучий голландец", как-никак, сам по себе символ.
0 # 26 июля 2013 в 01:17 +2
Интересная статья, могу дополнить тем, что раз в сто лет "Летучий голландец" швартовался к причалу какого-нибудь порта, и весь экипаж во главе с капитаном сходил на берег, чтобы размять свои полуистлевшие кости. Капитан Ван Дер Как-его-там наносил визит самому именитому семейству города в надежде, что его полюбит миленькая дочка лорда, или идальго, и тогда он станет обычным человеком, а его команда обретет покой. Но дамочки испытывали лишь неизъяснимый ужас, и в полночь капитан становился призраком, а его подчиненные - полуистлевшими скелетами.

Все они, завывая и пугая прохожих, возвращались на борт своего прОклятого корабля и отчаливали, чтобы повторить свою попытку еще через сто лет.

Кстати, в детстве я смотрел такой фильм. Жуть!!
DaraFromChaos # 26 июля 2013 в 11:30 +1
А фильм какой страны был? И какого года примерно?
Не смотрела ((( и теперь просто умираю от зависти, что пропустила жуууть ((
0 # 19 ноября 2013 в 01:23 +2
Фильм годов шестидесятых, черно-белый, кто снимал - не знаю, мне тогда это было, увы, совсем не интересно:))))
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев