fantascop

Лем

в выпуске 2017/05/11
31 марта 2017 - Андрей Рябоконь
article10747.jpg

Вместо эпиграфа

 

Уже на заре истории среди человекообразных особей первобытных племён встречались оригиналы, которых как пить дать считали чокнутыми, поскольку они пробовали на вкус ну просто всё, что попадалось им на глаза – листья, клубни, побеги, стебли, свежие и высушенные корни всевозможных растений – причём, должно быть, мёрли как мухи, ведь на свете столько ядовитой растительности!.. Только благодаря им ныне известно, каких кулинарных страданий стоят шпинат или спаржа, куда положить лавровый лист, а куда – мускатный орех, и что от волчьей ягоды лучше держаться подальше… Целые дивизии этих палеоэнтузиастов столетие за столетием грызли, жевали, пробовали «на язык» и глотали ну буквально всё, что росло где бы то ни было – с краю мамонтовой тропы, возле скалистого входа в жилище вскоре вымершего пещерного медведя, под забором или на дереве, и притом по-всякому: в сыром и вареном виде, с водой и без воды, с отцеживанием и без, а также в неисчислимых сочетаниях; так что мы пришли на готовое…

 

Все знают, кем был Стефенсон, и все питают к нему уважение за его банальнейший локомотив, но что такое локомотив (к тому же паровой и давно устаревший) по сравнению с артишоками, которые останутся с нами навеки? ОВОЩИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕХНИКИ, НЕ УСТАРЕВАЮТ!..

 

(Станислав ЛЕМ и Андрей Рябоконь)

 

 

Предисловие

 

Тысячелетиями первобытные племена, превращаясь постепенно в человеческое общество, почти всё своё время тратили на то, чтобы прокормить себя и выжить, занимаясь охотой, собирательством диких плодов и кореньев, более-менее подходящих для употребления в пищу и, затем – земледелием.

 

Многие дикие растения, подвергаясь отбору, стали родоначальниками сотен современных сортов культурных злаков, овощей и фруктов. Другие растения, почти не изменившись, служат современному человеку в качестве пряностей, улучшающих вкус пищи. Сегодня целые отрасли промышленности работают, совершенствуются, чтобы удовлетворить потребности многомиллионного человечества в продуктах питания и утончённые вкусы людей в разных странах.

 

У человека, по сравнению с первобытным предком, появилось много времени для других занятий, помимо поиска пропитания и средств элементарного выживания. Но, по-прежнему, несколько раз в день (а то и ночью!) мысли миллионов людей во всём мире возвращаются к одному и тому же – к пище, продуктам питания (и лишь потом – обратно, к пище духовной, работе или отдыху), основу которых составляют продукты растительного происхождения. Именно эти творения Природы вполне заслуживают того, чтобы мы о них больше знали.

 

Неравномерность распределения на планете районов, являющихся родиной важнейших пищевых растений, имеет достаточно простое объяснение.

 

В Южной Африке и Австралии практически нет местных растений, которые в полной мере годились бы для культуры – но не потому, что регионы эти бедны растениями, которые можно было бы культивировать, а потому, что из-за отсутствия туземных племён, которые занимались бы земледелием, там совершенно не применялся бессознательный или сознательный отбор полезных растений. На сегодняшний день племена эти почти полностью истреблены или вымирают. Их место занято другими народами.

 

Безусловно, все пути происхождения пищевых растений связаны с деятельностью человека. Общеизвестные центры происхождения культурных растений имеют богатую историю, складывающуюся подчас из десятка тысяч лет выращивания, использования случайных мутаций, и, наконец, селекции. Часто введению дикорастущего растения в культуру предшествовало его скрещивание с другими близкородственными растениями.

 

Большинство культурных растений обладают в той или иной степени лечебными, целебными свойствами, способствуют профилактике многих заболеваний, укреплению здоровья и, в конечном счёте, продлению активной жизни человека, долголетию.

 

Имеется множество изданий, в которых подробно расписана калорийность тех или иных растительных продуктов, наличие витаминов и т. д. Но мало уделяется внимания интереснейшей истории того пути, который прошли дикие растения-целители рука об руку с Человеком, Homo sapiens. 

 

…ВЫШЕприведенный текст когда-то я сделал началом двух своих книжек, в т.ч. «Весёлой Энциклопедии Пищевых растений-целителей».

**********************************************************************************************************************************************************************  

Поскольку в историческом очерке, следующем далее (в тех же книжках) встречаются фантазии (причём беспочвенные отчасти, скорее фантастические предположения), приведу и его почти полностью…

…Ну а дальше – перейдём  к самомУ Станиславу Лему.

 

Исторический очерк: 

Европейцы каменного века собирали дикие сливы, буковые орехи, плоды шиповника и дикие яблоки. Население центральных областей Африки ещё в прошлом веке активно собирало семена диких злаков, используя их в пищу. Аборигены Австралии до недавнего времени использовали в той или иной степени около сотни видов местных растений – впрочем, не возделывая их, а лишь собирая в природе.

 

Наоборот, Мексика, Перу, Чили подарили миру более тридцати культурных растений, что объясняется высокой степенью развития древних цивилизаций в этих регионах. По крайней мере, американская культура маиса (кукурузы) насчитывает более 2000 лет. Образно говоря, в те далёкие времена, когда одетые в звериные шкуры предки современных европейцев бегали с каменными топорами за дичью по лесам, индейцы начинали развивать сельское хозяйство.

 

Но и те, и другие уже знали о целебных свойствах многих растений.

 

В Египте на одной из пирамид в Гизе было найдено изображение плодов винограда – этот памятник относят к 4000 году до нашей эры. То есть виноград, возможно, разводили в Северной Африке и на Средиземноморском побережье более 6000 или почти 7000 лет назад! А, выращивая виноград, понимали – он не только приятный на вкус – но и приносит пользу для здоровья.

 

Легендарный китайский император Шен-Нун (некоторые учёные считают его лицом мифологическим, в реальности не существовавшим) установил за 2700 лет до нашей эры обряд, при котором обязательно высевались пять растений – соя, рис, пшеница и два сорта проса. Значит, в Китае эти растения были широко известны уже 5–7 тысяч лет назад! Возникновение и развитие культуры хлебных злаков, до сих пор в той или иной степени применяемых в народном целительстве – вообще, одна из интереснейших и важнейших страниц в истории человечества.

 

Земледельческие народы часто заимствовали свои культурные растения из других стран, что связано, в первую очередь с поддержанием и развитием торговых отношений – и это, конечно же, затрудняет более точное определение происхождения многих пищевых растений.

Возможно, древние земледельцы Китая и Египта «обменялись» какими-то культурами через Месопотамию и другие страны Азии. Похоже, земледельческие культуры Китая и Египта имеют общее происхождение, поскольку многое свидетельствует в пользу того, что в древности жители этих стран возделывали одинаковые сорта злаков.

 

 

Согласуется с таким предположением и распространившаяся недавно версия о «потерянном колене Израилевом»: возможно, часть семитских племён (развившихся позже на Ближнем Востоке в поистине братские народы арабов и евреев) несколько тысячелетий назад откочевала подальше от воинственных египетских фараонов почти через всю Азию (естественно, слегка смешиваясь по пути со встречными или встреченными племенами) на острова, ставшие позже государством Ниппон, а ныне – Японией. Версия вполне жизнеспособная, особенно если учесть некоторые почти одинаково звучащие слова на японском и семитских языках. Естественно, за тысячелетия внешний облик перекочевавших народов, обогащавших свой генофонд и генотип за счёт других азиатских племён, постепенно менялся. А соя, рис и поныне считаются не только привычной с древних времён пищей китайцев, но и японцев.

 

Помимо торгового обмена, культурные растения и расселялись вместе с народами. Так, древние финикийцы и египтяне распространили многие растения по берегам Средиземного моря, а народы, потомки которых населяют сегодня Европу, переселяясь из Азии примерно 4–5 тысяч лет назад, захватили с собою многие виды, которые привыкли использовать в пищу и традиционно культивировали, попутно используя часть из них в качестве целебных. В Америке земледелие возникло самостоятельно и достигло значительного совершенства, пережив эпохи каменных, медных и бронзовых орудий труда. Изолированность американского земледелия прекратилась с завоеванием страны европейцами, что стало большим бедствием для коренных американцев – индейцев – но сделало их достижения достоянием всего мира и благом для других народов. Например, один лишь маис (кукуруза), маисовые лепёшки (рецепт с применением в процессе их приготовления манной крупы достоин внимания) и «кукурузные рыльца», исцелившие миллионы людей в Европе и Азии – дорогого стоят!.. 

 

 

****************** 

 

                                             Станислав ЛЕМ

 

27 марта 2006 года на многих телевизионных каналах прошла печальная информация: умер выдающийся польский писатель, автор «нескольких научно-фантастических рассказов». Конечно, в современных новостях трудно дать развёрнутую картину творчества большого мастера, писателя и философа. Но вот так, в двух словах, да ещё назвать автором «нескольких рассказов»... Это, простите, граничит с неуважением. Или с простым равнодушием – что хуже?

Попробуем хоть частично восполнить пробелы.

Станислав Лем родился в 1921 году во Львове (в 1772-1918 годах город носил официальное – немецкое – «имя» Лемберг. Может быть, «заглянув в будущее», в честь писателя?). Многочисленные произведения в жанре научно-философской фантастики, среди которых роман «Эдем», написанный в 1959 году, появившийся в 1961 «Солярис», цикл новелл «Звёздные дневники» (1957) - приковывали к себе внимание читателей и вызывали живой интерес кинематографистов. Тарковский, например, осуществил замечательную экранизацию «Соляриса».

Были и другие книги – связанные с рассмотрением проблем кибернетики, космонавтики, футурологии (написанная в 1964 году «Сумма технологии», и другие произведения), автобиографический роман «Высокий замок».

Особняком стоит в этом ряду цикл «Из воспоминаний Ийона Тихого», среди которых наиболее значимы «Доктор Диагор», «Спасём Космос (Открытое письмо Ийона Тихого)», «Мир на Земле» и роман с достаточно ярко выраженной антифашистской и вообще антитиранической, антитотальной направленностью – «Осмотр на месте». Предисловие автора к роману заслуживает того, чтобы все мы время от времени его вспоминали: «Хотя читателям этот роман может показаться своего рода политической аллюзией, которая сводится к противопоставлению «крайне попустительской демократии» «крайне тоталитарному обществу»...я хочу подчеркнуть, что при написании «Осмотра» мною руководило отнюдь не намерение сочинять на эзоповом языке политические памфлеты… я пробовал смоделировать КРАЙНИЕ противоположности двух видов общественного устройства… По моему убеждению, ни «ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ», ни «ТОТАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ», будучи экстремальными состояниями, не БЛАГОПРИЯТНЫ для людей. Каждое из… общественных устройств имеет свои изъяны, а вся разница между ними в том, что там, где господствует «избыточное удовлетворение капризов», несчастье выглядит ИНАЧЕ, нежели там, где «нельзя почти ничего». Ибо – таково моё мнение – человек непригоден ни к тому, чтобы жить в построенном им аду (ведь он же не дьявол), ни к тому, чтобы жить в раю (потому что он не ангел и не может им стать)… Как ОДНА, так и ДРУГАЯ КРАЙНОСТЬ опасны, и ОБЕИХ следует избегать. Конечно, не очень-то хорошо объяснять людям, изголодавшимся по свободе, сколь вреден бывает её избыток, и предостерегать от него. Но я считаю, что долг писателя – говорить универсальные ИСТИНЫ, а не ублаготворять читателя рассказами о том, что неосуществимо на этой земле и в этой жизни». 

Запомним эти слова.

 

                                                                                   

*************  

 

Посвящается памяти великого писателя, мыслителя, человека, искусство которого принадлежит человечеству.

Станислав Лем умер 27 марта 2006 года на восемьдесят пятом году жизни.

******************************************************************************************************************************

 

                                  …И ДВА СЛОВА О ВЕЧНОМ

 

Что есть более вечное, чем искусство? Вопрос риторический, что-то да есть, но, возвращаясь к роману известного польского писателя, нельзя не увидеть определённые параллели с днём сегодняшним. И, конечно, вчерашним. И – не приведи, Господи!.. – с днём завтрашним.

Станислав Лем в романе «Осмотр на месте» весьма красочно всё это живописал – в своё время. О времени нашем.

Маячившая последние месяцы, подобно ускользающему лакомому куску, перспектива выборов шумно встряхнула старую добрую (когда-то) Украину… Один партийный деятель забыл о покое, другой – чиновник или политик – о вежливости, третий – о том, что он вроде как уже почти цивилизованный европеец, почти в натовском обмундировании. И кричат отдельно взятые за кое-что депутаты (а также из депутатов попёртые) вкупе  со своими фрагментами и филиалами, не говоря уже о фракциях, кричат, подобно персонажам из романа: «Страшней всего то, что нас, радетелей за народное благо, народ ненавидит, не желая понять, что завис на крючке погибели. Поэтому, к сожалению, мы должны прикончить тебя, чужестранец…»

Только у наших отдельно взятых власть имущих подобное желание время от времени возникает не к чужестранцам, а вполне по отношению к простым «пересічним громадянам», можно сказать, к родным, родненьким… «Ты забыл добавить, наперебой кричали они, что великое дело требует великой жертвы! Ты недостаточно заострил историческое значение того, что сейчас наступит! Что же именно? Шкурничество. В том смысле, что с меня снимут шкуру. Перспектива, собственно, не испугала меня ещё больше – конкретную угрозу я предпочитаю смертоносным намёкам, щекочущим позвоночник. Мышление моё обострилось, и я весь собрался, прикидывая возможности обороны, ибо я не намерен был дёшево продавать свою шкуру; одновременно я вдался в дискуссию с ними, нажимая на то, что нельзя подкреплять возвышенную идею убийством, НО ЭТО БЫЛ ДИАЛОГ С ГЛУХИМИ». Не правда ли, картина живо напоминает многие «телепредвыборные» дебаты? Где «дискуссии» велись частенько на повышенных тонах? Точно, разговор с глухим или слепым.

Один старый учитель как-то сказал, что нельзя насильно заставить человека чему-либо научиться, это иллюзия. Человек может научиться чему-либо, лишь ЗАХОТЕВ!.. Поэтому трудно – да что там, просто невозможно – доказать что-либо тому, кто НЕ ХОЧЕТ СЛЫШАТЬ. А древняя восточная мудрость гласит, что не стоит терять время на разговор с глупцом. Это не просто бессмысленно, это  – опасно.

«В их вытаращенных глазах горел такой фанатизм, что легче было бы рождественскому индюку убедить кухарок отказаться от своих кровожадных намерений, чем мне разубедить этих энтузиастов, которые, убив меня, хотели отвоевать неведомо что, неведомо как…» Например, сделать страну процветающей и цивилизованной, планомерно убивая её промышленность, сельское хозяйство, образование и науку – то есть то, без чего расцвет и цивилизация в принципе невозможны.

«То, что я считал эпилогом, оказалось всего лишь прологом настоящего разбирательства. Они по очереди требовали слова, председатель – теолог или антипастырь – составил список ораторов, затем была принята повестка дня и утверждён состав комиссии по рассмотрению предложений; вслушиваясь в их выступления, я наконец уяснил суть дела. Само по себе убийство было делом решённым – но не его толкование. Теперь обсуждалось, с каких позиций свершится то, что должно было свершиться». Уверен, многие из нас – особенно те, кто имел более-менее прямое отношение к участию в работе избирательных комиссий на прошлых выборах – увидят в этих строках что-то до боли знакомое. Подобным же образом проводились и недавние чистки   в разнообразных заоргонизованно-окололитературных организациях и тому подобных учреждениях.

«После бурных дебатов на середину вышел Портретист-Экстремист, поклонился и заголосил:

 - Достопочтеннейший Пришелец, да погибнешь ты от моей руки! Почитаю своим долгом объяснить, почему я бросил любимую палитру ради тебя. Крови ли я хотел? Никогда! Так чего же я жаждал? Творить. Живописать!»

Прервём на минутку монолог увлечённого фанатика, чтобы вспомнить о художествах, которые творились в стране больше года. Вспомнили? Идём дальше: «…как тут писать картины. Если достаточно захотеть и стена, благодаря своему орнаменту на интегральных схемах сама, живо и ловко, фресками себя покрывает? Поэтому, когда я ребёнком выказывал охоту к живописи, меня ставили носом к стене. Что оставалось мне делать?.. Но я был человек упорный, я ждал, и вот возник …суицидизм. Сперва было брюхачество – художник шёл и выставлял свой живот, лакированный и с разными штуковинами, но и это приелось публике; поэтому на вернисаже стали оставлять голую бетонную стену, а художник… брал хороший разбег и головой в стену, чтобы так уже и остаться – натюрмортом в суицидальном стиле. Хотя удавалось это один лишь раз, нашлись мученики искусства!..»

...Вот так и "политики" (или политиканы? - и не только на загнивающем очень уж долго западе) со своими сенаторами (похожими на тех, из книг Булычёва - "Река Хронос" - "Вид на битву с высоты", "Операция Гадюка") всех мыслимых и НЕмыслимых уровней зачастую прУт со своими «чудесами» в народ, словно головою с разбегу в бетон – и ничего, живы... 

...А жаль!! 

Более того, живы - и подсчитывают проценты, а временами летают на тропические острова к ужину. 

Чудеса!.. 

Воистину, живём в чудесное время...

Ау! Где ты, «золотая середина»? Когда перестанем шарахаться из стороны в сторону, справа влево и наоборот? Кто скажет, жива ли ещё надежда? „Ще не вмерла”?..

Плохо, что история – вот такой педагог, она ничему не учит. Или ученики такие?..

Истории часто повторяются...  

 

История часто повторяется.

И чаще всего в виде фарса.

Но нам-то с вами давно уже не смешно.

Похожие статьи:

ВидеоС бору по сосёнке, выпуск № 8

ВидеоПочему мы об этом ничего не знаем? А почему мы должны об этом знать? С бору по сосенке №13.

РассказыАнатомический театр

РассказыПостоянство Вечности

РассказыДневник безумного алхимика

Рейтинг: +3 Голосов: 3 1223 просмотра
Нравится
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий