fantascop

Ломая стену, будь осторожен! (О творчестве расширенного сознания)

в выпуске 2014/04/14
30 декабря 2013 - Григорий Неделько
article1268.jpg

["Не фантастические горизонты".]

 

Психоделика, или психоделия, в литературе появилась после опытов с расширением сознания. Немалую роль в этом расширении и популяризации данного направления в искусстве сыграли наркотики. Психоделическое произведение упрощённо можно трактовать как произведение, написанное либо под воздействием наркотиков-психоделиков, или будто бы под их воздействием.

Как известно, приём подобных веществ изменяет сознание человека и зачастую высвобождает подсознательную часть его эго, которое в остальное время находится в скрытом состоянии и исподволь влияет на индивидуума. Люди, не принимающие наркотиков, но обладающие расширенным, по сравнению с другими, сознанием – или те, кто причисляет себя к таковым, — достаточно неординарные и своеобразные личности: Сальвадор Дали, Джон Леннон, Виктор Пелевин…

Нередко наличие расширенного сознания сопровождается отклонениями в восприятии реальности и психическими расстройствами: это обусловлено как упомянутым действием психоделических веществ, так и особенностями личностей с изменённым либо изменяющимся, по их воле или против неё, сознанием. Так, не исключено, что к числу людей с расширенным сознанием относился Леонардо да Винчи, которому ночью являлись видения чертей и ведьм, устраивавших дикие пляски под потолком его комнаты, — человек, на столетия опередивший своё время. Или Филип Дик, знаменитый фантаст и визионер, побывавший в психиатрической клинике и пробовавший наркотики; он принимал усиливающие работу мозга вещества (амфетамины), а ближе к концу жизни испытал почти сверхъестественное прозрение. Роджер Уотерс из легендарной рок-группы «Pink Floyd», как и Дик, лежавший в клинике для психически нездоровых людей…

Впрочем, всё это не умаляет реальных достоинств их творчества. Дело в крепости индивидуального сознания: может наступить момент, когда человеческое сознание перестанет справляться с необычными и непривычно сильными нагрузками, вызванными опытами по его расширению, и даст сбой – в этом случае человеку необходима помощь. Нельзя с точностью утверждать, хороши или плохи подобные опыты (без применения наркотиков) – но известно одно: изменяя своё сознание, сознание, дарованное вам природой, будьте осторожны, ведь невозможно предсказать, к чему приведут изменения.

Возьмём в качестве яркого примера настоящей и качественной психоделики творчество уже упомянутой группы «Pink Floyd». Также будут даны объяснения, увязывающие психоделию в единый художественный пласт и демонстрирующие взаимосвязанность разных областей искусства и зыбкость границ между ними, тем более что нас интересует сама психоделия, а не её частные проявления. Вспомните песни «пинков»: далеко не все из них построены таким образом, чтобы скрутить в тугой узел мозг слушателя. Напротив, зачастую они крайне проникновенны и музыкальны, дисгармония не характерна для творчества данной группы, для позднего периода точно. Их песни в первую очередь дарят наслаждение аудитории, а психоделический эффект связан, главным образом, с воздействием на подсознание слушателей, личным опытом участников группы и их талантом.

«Pink Floyd» создавали очень тонкую психоделику, их впечатляющий фильм «The Wall»/«Стена» не построен на одних выворачивающих сознание образах: одноликие люди, прыгающие в мясорубку и превращающиеся в фарш; разлагающийся человек, срывающий с себя плоть, чтобы переродиться в новую личность… Не меньшее значение отводится музыке, умелому использованию шорохов, стуков и прочих шумов, символам, скрытым метафорам и гиперболам, тайным знакам, саспенсу. Да, как ни удивительно, это произведение держит в напряжении, причём до самого конца. Очень качественно подобран видеоряд, он соответствует ряду музыкальному, отражает его содержание. Кадры из документальной хроники переплетаются с игровыми эпизодами и анимацией так же, как спокойные мелодичные треки сменяются мрачными мелодиями, а потом чуть ли не танцевальными песнями. Всё это срывает со «Стены» ярлык галлюцинаторного творчества и переводит её в разряд символизма, авангарда, прогрессивного искусства.

«The Wall» (не только фильм, но и двухдисковый альбом, изначально задумывавшийся как трёхдисковый) – это высокохудожественное произведение. В нём использовано множество приёмов, помогающих сознанию воспринимающего вырваться из бренной оболочки и освободить на время подспудную часть своего «я». В сочетании с эмоциональными мелодиями, их изобретательным развитием и глубокими текстами психоделия делает альбом уникальным.

В литературе помимо художественных тропов тоже применяются приёмы из музыки и кинематографа. Благодаря слову мы вольны управлять «камерой», создавать спецэффекты, акцентировать внимание на деталях и прочее – совсем как в кино. Или можем придавать действию музыкальность, подобно Маркесу в его всемирно известном, получившем Нобелевскую премию романе «100 лет одиночества». У нас есть возможность использовать обертона, изменять тональность повествования, рвать ритм и так далее. Характерный пример упражнений с формой в угоду содержанию – рассказ американского фантаста Харлана Эллисона «- Кайся, Паяц! – сказал Тиктак». Этот короткий текст – призёр двух престижнейших фантастических премий, «Хьюго» и «Небьюла». Он очень странен в плане сюжета, кроме того, с фривольностью изложения, характерной для авангарда, а не для классической фантастики. Встречаются там и прямые заимствования, ссылки на других писателей (Оруэлла, Кэрролла), что позже станет основой постмодернизма. В итоге получилась история, где намеренно перемешаны начало, середина и конец, где Эллисон напрямую общается с читателем… Но всё это играет на руку автору, а не против него. Более того, Харлан Джей Эллисон, и благодаря «Паяцу» в том числе, стал одним из провозвестников и лидеров самого прогрессивного течения в фантастике – «второй волны».

 Пускай «The Wall» Pink Floyd не является стопроцентной психоделикой, детище английского квартета поражает размахом, дерзостью и гармоничностью. Суть «Стены» вбирает в себя ещё и прогрессивное кино, авторское кино, документальную хронику, автобиографию (лидера группы Роджера Уотерса). Плюс это своего рода рок-концерт, ведь для фильма специально перезаписали многие треки, что-то выкинули и, наоборот, вставили то, чего не было на оригинальном диске.

Так сложный, кропотливый, однако неповторимый процесс творчества родил на свет картину, сразу ставшую классикой. Так создаётся кино, книга, альбом… да неважно что, но подлинное, вызывающее чувства. И благодаря этому реальный мир раскрывается перед аудиторией автора, словно мультипликационный цветок всё из той же «Стены». Главное, в поисках новых путей и ощущений помнить: ломая стену, будь осторожен!

 

Григорий Неделько

 

(2013 год)

Похожие статьи:

РассказыЦвет ее глаз

СтатьиНитлилунгская философия. Версия Архитекторов

РассказыДжин

РассказыТехподдержка

ВидеоЗапретный город.

Рейтинг: +2 Голосов: 4 4826 просмотров
Нравится
Комментарии (35)
0 # 30 декабря 2013 в 11:56 +2
Любой писатель, малость наркоман - что-то в этом роде, ибо не может жить без писанины. Что это как не зависимость?
Григорий Неделько # 30 декабря 2013 в 12:00 +1
Возможно. Но то же можно сказать про любовь, например.
Ни дня без строчки, да? :))
Хотя мне иногда вообще говорят, что я не писатель. :)
Спасибо за коммент, Галина!
0 # 30 декабря 2013 в 11:59 +2
Нажала не туда, так что продолжаю. А еще писатель немного Бог. ибо он тоже создает своим воображением целые Миры. Гриша, как всегда отличная статья. Прочитала с удовольствием Спасибо.
Григорий Неделько # 30 декабря 2013 в 12:02 +1
Бог - это в идеале, хотя, наверное, Бог один, как некая всеобъемлющая сущность. Надо учиться и стараться создавать, а там как уж получится, так мне кажется. Можно хотя бы с конструктора начать или сценариста. :)
Не за что, Галина, это вам спасибо!
Григорий LifeKILLED Кабанов # 30 декабря 2013 в 15:26 +2
Спасибо за интересную статью. Все никак не посмотрю The Wall, то какие-то дела, то настроение не то. Этого негодяя на фото я сразу узнал :)
Григорий Неделько # 30 декабря 2013 в 17:15 +2
Пожалуйста, Гриш. :)

Этот фильм - один из моих любимых.

Да, этот товарищ - тот ещё товарищ... :))
Григорий LifeKILLED Кабанов # 30 декабря 2013 в 15:32 +5
В статье правильно сказано: главное, что прославило всех этих авторов и музыкантов - профессионализм и кропотливая работа. Баловство "веществами" не даёт гарантии, что ты родишь шедевр, а скорее наоборот. Мне, например, вообще не нужны наркотики, чтобы рождать на свет какие-то сумасшедшие идеи. Для измененного сознания человеку дано кое-что от природы - его сны. Вот уж где, откидывая предрассудки вроде каких-то там законов физики, наш мозг делает необычные выводы и сопоставляет несопоставимое :)
Григорий Неделько # 30 декабря 2013 в 17:16 +3
Поддерживаю полностью. И наркотики, может, появлялись в их жизни просто от юношеской безрассудности. Сны - да, кладезь! Да и в целом человеческое сознание.
0 # 30 декабря 2013 в 17:39 +4
Нередко наличие расширенного сознания сопровождается отклонениями в восприятии реальности и психическими расстройствами... Знать бы еще, как с этим жить в реальном мире среди реальных людей, если ты писатель...
Григорий Неделько # 30 декабря 2013 в 17:42 +2
Ну, раньше скрывали нетрадиционную ориентацию, а сейчас талант...
0 # 30 декабря 2013 в 17:49 +2
Талант всегда скрывали. Ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах.
Но я сейчас не про то. Это люди, не приспособленные к нормальной жизни. Примеров масса, на ум приходит Лавкрафт, умища до хрена, и... безработный. Кафка туда же, держался на плаву только благодаря отцу. (А Лавкрафт благодаря жене). Брэдбери первое время жил за счет жены. И так далее.
Григорий Неделько # 30 декабря 2013 в 17:54 +2
Ещё Уайльд сказал, что искусство абсолютно бесполезно. А сейчас всё, и даже якобы-искусство, строят на пользе, на возможности получить прибыль.

Ну, ясновидцы обладают сверхъестественным талантом, талант писателей менее мистический (наверное).
Григорий LifeKILLED Кабанов # 2 января 2014 в 05:10 +3
Думаю, даже если ты видишь реальность чуть иначе, чем другие, это не значит, что тебе будет трудно или трудно будет окружающим. Я практически близко знаю человека, психически больного, который видит галлюцинации. Но он умеет их отличать (это отдельная история, очень интересная!), работает, имеет высшее образование.

А еще я знаю много НОРМАЛЬНЫХ, ОБЫЧНЫХ людей, которые вроде бы не считаются опасными для общества, но тем не менее совершают отвратительные поступки.

А поэту жить всегда мучительно, потому что ты глубиной души воспринимаешь окружающий мир, это факт, доказанный наукой :)
Григорий Неделько # 6 января 2014 в 18:14 +1
Какая-то не новогодняя и не рождественская тема. smile Любому человеку, который понимает, жить сложно. Да и тем, что не понимают, нелегко. А уж тонкому, типа поэтому, стократ сложнее.
Константин Чихунов # 1 января 2014 в 19:39 +3
Расширение сознания — одна из моих любимых тем. А вот насчет психотропных препаратов, тема очень скользкая. Теоретически, наркота не нужна, считается, что человек способен ввести себя в состояние расширенного восприятия силой мысли.
Константин Чихунов # 1 января 2014 в 23:55 +3
Глубоко увлеченный (завернутый на теме), искренне верящий ( слабо реагирующий на вялые доводы, профессоров околовсяческих наук.) Имеющий свое, независимое, свободное, честное и непредвзятое мнение — потенциальный оператор реальности. Так мне видится творческий человек в наше время, рискнувший бросить смелый вызов своей фантазии, серости нашей реальности.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 2 января 2014 в 05:15 +4
Полностью согласен! Я не пью, не курю, наркотики близко не видел, не употребляю вообще никакого допинга крепче кофе. Но тем не менее, я считаю, что способен родить кое-что интересное и взглянуть на мир иначе, так сказать, под разными углами.

Сознание может изменяться и просто от смены обстановки (прогулка, поездка в поезде). Я работаю в типографии и во время всего этого шума и грохота мыслю совсем по-другому. В последнее время только там идей и набираюсь :)
Григорий Неделько # 6 января 2014 в 18:13 +3
Я только протрезвел, докурил вторую пачку за день, вколол ЛСД и авторитетно заявляю: у сознания огромные возможности. :)

Всех с Новым годом, кстати!

А с разумом в любом случае надо очень осторожно обращаться, принимаешь ты или нет. :)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 9 января 2014 в 00:36 +2
Ага, а то понимаешь пользуются разумом, как хотят. Это ж мощная вещь. А они ей - как обезьяна с гранатой dance
Григорий Неделько # 9 января 2014 в 00:59 +2
Если бы. Вообще никак обычно. :)

Ты прочитал, что ЛСД колют? Ну всё, наркотик подействовал - реальность поплыла...
Григорий LifeKILLED Кабанов # 9 января 2014 в 00:53 +2
ЛСД не вкалывают, его едят. Ты что, Пелевина не читал? laugh
Артур Шайдуллин # 9 января 2014 в 01:55 +2
Надо в пятку втирать круговыми движениями.
Григорий Неделько # 9 января 2014 в 16:33 +1
Гриш, вон Артур вообще по-другому делает.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 9 января 2014 в 00:39 0
Статья, конечно, не об этом. Но её название ассоциируется у меня с таким явлением, как "Сломать четвёртую стену". Кому интересно, можете почитать в Википедии.

Совсем недавно узнал про этот трюк. Оказывается, я даже использовал его в своём рассказе "Разбуди меня!".

http://xn--80aaa5akp3agco.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F.html
Григорий LifeKILLED Кабанов # 9 января 2014 в 00:41 +2
* кому интересно, можете почитать статью в Википедии (не влезло в окошко)
Григорий Неделько # 9 января 2014 в 01:01 +2
Там всё влезло, просто ссылка сдвинула текст вправо. Или ЛСД. crazy Вот Дара говорит, что она такой текст видит. Я - нет. Ё-моё... :)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 9 января 2014 в 02:55 +2
"Я вижу! Я вижу скрытый текст! И ТАМ НАПИСАНО СОВСЕМ НЕ ТО, ЧТО В СНОСКЕ!"

Ухахаха!

ЛСД не при чём, можно посмотреть html-код. Ну, или браузер другой заюзать...
Григорий Неделько # 9 января 2014 в 16:33 +1
Кстати, спасибо за совет. :)
Григорий Неделько # 9 января 2014 в 01:03 +3
Видимо, не зря я написал в "Докторе Пауз" именно о стенах - рассказ, по ходу, ломает сразу все, включая четвёртую и пятую... и шестую, возможно. :)))
Григорий LifeKILLED Кабанов # 9 января 2014 в 02:53 +3
На самом деле слом четвёртой стены - это вовлечение читателя в историю, а слом пятой - вовлечение писателя. В Д.П. было всё, но такого не было :)
Григорий Неделько # 9 января 2014 в 16:34 +1
Да ладно? А последняя фраза?
Григорий Неделько # 8 февраля 2014 в 02:14 +1
http://rghost.ru/52273721

Подарок на ДР от Олега Шубина и проекта "СВиД" - озвучка моей статьи! Огромное спасибо Олегу, Кристине Васильченко, Антону Грошеву и проекту "Сказки для взрослых и детей" в целом! :)))
Григорий Неделько # 8 февраля 2014 в 14:14 +1
Можно на подфм послушать http://grigoriynedelko.podfm.ru/my/54
Михаил Загирняк # 24 марта 2014 в 22:17 +3
Поздравляю с озвучкой статьи! smile
Думаю, главное достоинство материла - это желание хладнокровно оценить направление в искусстве без оголтелого восторга и преклонения перед средствами расширения сознания.
Главное - работа, работа, работа...
Иначе всех наркоманов можно было бы записывать в ряды художников )
Григорий Неделько # 24 марта 2014 в 22:25 +1
Наркотики не цель, а просто приятное времяпрепровождение. smile Спасибо, Михаил (чуть не сказал Потапыч smile )!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев