fantascop



Непарадный парусный флот 2

Автор
Опубликовано: 2522 дня назад (31 мая 2017)
Редактировалось: 1 раз — 1 июня 2017
+5
Голосов: 5

О питьевой воде

[cut="хлебнуть водицы"]

Не будет преувеличением сказать, что проблема чистой питьевой воды была основной проблемой гребного и парусного флотов в течение многих веков. Еще римский флот озаботился проблемами хранения чистой воды, и изобрел так называемую поску (posca) - это смесь 1-2 ложек винного уксуса со стаканом воды. Уксус в этом случае замедлял порчу воды и позволял хранить ее от 7 до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Хранили воду в тростниковых бочках, обмазанных глиной, тростник в этом случае играл роль термоса, не давая воде прогреваться какое-то время.
Примерно те же меры принимали до конца XVIII века, правда тростниковые бочки сменили 10-галлоновые дубовые:

Вообще многовековая битва за воду была не похожа ни на что - изобретения в этой сфере до XX века отодвигали порчу воды буквально на дни, и боролись практически за каждый лишний день.
Собственно алкоголь в Новое время играл роль именно антисептика - употребление тухлой воды вызывало дизентерию, страшный бич моряков на протяжении 5 столетий (вспомним, от чего умер к примеру Френсис Дрейк). Но естественно смесь алкоголя и вина не была единственной попыткой выправить ситуацию.
Следующий шаг сделали французы во времена Кольбера - они начали устраивать примитивные фильтры воды Аквафор - воду периодически сливали ч пустые бочки через марлю, наполненную просеянным чистым речным песком, тем самым убирая часть активных элементов, отвечающих за порчу воды. В 1680-х были эксперименты по фильтрации воды с помощью калийной соли и калийной селитры, правда воняла она после такой процедуры очень сильно, но 1 часть вина, добавленная к 6 частям воды немного отбивала неприятный запах.
Следующий вопрос который хотелось бы рассмотреть - это кипячение, и его крайний вариант - опреснение способом дистилляции морской воды. Здесь надо понять, что для нагревания полученной воды массой 1 кг от 0°С до 100°С необходимо уже 420 кДж. А для того, что бы обратить эту воду в 1 кг пара с температурой, равной тем же 100°С требуется 2260 кДж энергии! Вспомнив, что средняя удельная теплота сгорания дров 15 МДж/кг, и приняв КПД теплоотдачи за 25%, мы получим, что для нагрева до 100 градусов всего лишь 1 кг воды нам потребуется в среднем 1.2-1.7 кг дров в зависимости от породы. Во втором случае - 6.6-7.8 кг. дров. Если вспомнить, что на фрегате "Конститьюшн" запас питьевой воды составлял 140 тыс. литров - понятно, что столько дров на корабле мы просто не найдем и не загрузим. С углем ситуация получше, но тоже совершенно фантастична.
В Древнем мире очень изобретательно подходили к опреснению - моряки вывешивали ночами за борт корабля шкуры овец. Шкуры впитывали влагу (испарения морской воды), а утром, отжав их, получали пресную воду. Но это подходило для бирем и трирем, вполне возможно для галер, а вот для 74-пушечника с 700-800 матросами такой вариант тоже был фантастичен.
Еще в 1589 году королева Елизавета I назначила огромную премию (10 тысяч фунтов стерлингов) тому, кто предложит наиболее эффективный и экономичный способ опреснения воды. Но премия так и осталась невостребованной. 
Таким образом, мы можем констатировать, что к концу XVIII века наметилось три пути, по которым шли исследователи в этой области.
Путь первый - поиск вариантов сохранения набранной воды.
Путь второй - обеззараживание уже имеющейся воды.
Путь третий - поиск путей опреснения морской воды.
А пока что от жажды на кораблях могли происходить такие вещи: «за это время (13 недель) на одного человека приходился один сухарь в день, а то и полсухаря, три недели вообще не было хлеба; воды тоже сильно не хватало в течение некоторого времени, так что, те, кто выдержал голод, позже погибли от жажды, и было крайне тяжело наблюдать этот спектакль, когда некоторые, впавшие в безумие, падали на палубу и пожирали сами себя. На «Принс Джордже» похоронили 50 человек, а втрое большое количество моряков были тяжело больны всё плавание, так что за всё время похода, начиная с даты ухода из Англии мы похоронили до 300 человек».
В 1750 году во Франции Жозефом Эми был изобретен первый полноценный фильтр для воды - он состоял из шерсти, губки и древесного угля, сделанного в воронку с отстойником. В 1770-х это изобретение начали автоматически вставлять в водоналивные бочки на кораблях французского флота.
Англичане же сделали прорыв к 1780-м годам. Оказалось, что добавление 300 грамм лимонного сока на 2 литра воды резко снижает количество микроорганизмов в ней (правда тогда этого не знали, но на флагмане Роднея народ на такой диете вообще перестал болеть от дизентерии и цинги), улучшает вкусовые качества, и позволяет хранить воду на 5-7 дней дольше.
Следующим шагом стал экспериментальный ввод в американском флоте в 1805 году железных оцинкованных цистерн для хранения воды вместо деревянных бочек. Так появился знаменитый 44-gallon drum (44-галлонная железная бочка). 

Результаты показали, что вода к железной оцинкованной бочке портится гораздо медленнее, чем в деревянной, и к 1830-м годам начинается триумфальное шествие железных бочек и цистерн для хранения воды.
Таким образом к 50-м годам 19 века вода на кораблях благодаря принятым новшествам могла храниться довольно долго - до 4-6 месяцев при этом не теряя особо своих качеств. Таким образом со времен Армады удалось увеличить время хранения воды в 3 раза - с двух месяцев до шести.
Послепарусную эпоху я рассматривать не буду, но там уже начали играть роль кипячение (ибо паровая машина все равно давала тепло, и грех этим было не воспользоваться для нагрева воды), и опреснение. Кстати, первый опреснитель в России появился на фрегате "Аврора" в 1844 году. Интересно отметить, что изобрел "очистительную машинку" русский купец Кларк, однако его изобретение не было признано в России. А предприниматели Англии взялись за их производство и продажу, в т. ч. и нашему государству. Основан он был на принципе дистилляции, и вода из этих первых опреснителей была очень противной. Помните песню? "Закончив кидать, он напился воды. Воды опресненной, нечистой..."

Не так просто было с бочками. В свеже-сделанных дубовых бочках, вода хранилась неделями, из за природных фитонцидов в древесине. Но стоило воде протухнуть в такой таре пару раз, как сама бочка становилась рассадником грибков и бактерий. Владельцы торговых кораблей, пропаривали или обжигали бочки перед заливкой воды. Командиры военных кораблей, чаще всего этого не делали, или делали халтурно. По нескольким причинам.
Причина первая - большое поле для прессинга новых экипажей. То есть "нечего людишек жалеть, бабы еще нарожают".
Причина вторая - несмотря на дисциплину, капитан не может уследить на всем. Выполняют приказания матросы, а "солдат спит - служба идет" никто не отменял.
Причина третья - слабая грамотность, в том числе и в медицине, не только матросов, но и офицеров.
Причина четвертая - непонимание причин того, почему вода тухнет.

В торговом флоте за каждого матроса держались, поэтому там все меры принимались к тому, чтобы сократить смертность экипажей. Результат был налицо.
Капитан и владельцы кораблей, в портах покупали воду по возможности БОЛОТНУЮ.
Т.к. вода из глубоких торфяных болот (не путать со стоячими, "гнилыми") обладала антисептическими свойствами. И хранилась вдвое-втрое дольше обычной речной.
Но если рейс планировался коротким, или команда набрана в портовом кабаке в одну сторону, то не было смысла переплачивать за дорогую воду.
Нельзя сбрасывать со счетов, пополнение запасов дождевой водой.
Над палубой растягивали парусину, или под нижней шкаториной, пристраивали мягкий U-образный рукав.
Капитаны, не стеснялись пройти через зону ливней, для пополнения запасов.
Если бочки, в качестве сменной тары, ещё удавалось, при желании, поддерживать их в гигиеничном состоянии. А вот попытки, перейти на встроенные цистерны для воды, до эры оцинковки, были почти всегда неудачными. По причинам общим для деревянной тары.
Как то ( вот не вспомню точный период - 16 или 17й век?) экспериментировали с большими бочками, выложенными внутри свинцовыми листами. Иногда медными. Вода держалась дольше, но приобретала гадкий вкус.
Были идеи делать бочонки из морёного дуба. В нём действительно, вода не портилась месяцами. Но обходилась дороже коньяка. Поэтому, как говорят - "идея не вышла из лабораторной стадии".

Командование корабля, по возможности пило не воду. И практически все напитки, пились из серебряной посуды. Команда обходилась оловянными или медными кружками. Эти металлы обладают бактерицидными свойствами, хотя в размерах явно не терапевтических.

*                *                      *

Вообще, если проследить связь истории флотов с употреблением алкоголя моряками - можно найти очень интересные закономерности. Древний Мир и Средние Века, то есть эпоха каботажных плаваний - это немного разбавленная вином или уксусом вода. Но все меняется со времен Великих Географических открытий. Уже португальские плавания в Африку - это запас вина не меньший, чем запас воды. Голландия помимо пива, используемого для недальних плаваний, впервые вводит в рацион 30-градусную водку и крепленые вина. Чуть ранее Испания, а потом с подачи тогда еще принца консорта Филиппа Англия вводят в рацион моряков 32-градусный бренди и херес (шерри-бренди). 

Во время войны за Испанское наследство во Франции, поскольку страна воевала со всем миром и экспорта не предвиделось, на флот начинает поступать 43-градусный коньяк. Позднее, когда коньяк был признан благородным напитком, морякам заменили его на кальвадос. Ну а потом настала эпоха 70-80-градусного рома. Помните старину Билли Бонса? 
"- Я бывал в таких странах, где жарко,как в кипящей смоле, где люди так и падали от Желтого Джека, а землетрясения качали сушу, как морскую волну. Что знает ваш доктор об этих местах? И я жил только ромом, да! Ром был для меня и мясом, и водой, и женой, и другом. И если я сейчас не выпью рому, я буду как бедный старый корабль, выкинутый на берег штормом."

Связана была такая метаморфоза конечно же с тем, что крепкий алкоголь был одновременно согревающим, дезинфицирующим и антибактерицидным средством. Но крепкий алкоголь имел и существенные минусы - он расхолаживал дисциплину среди моряков, снижал производительность труда, повышал травматичность и повышал смертность из-за пьянства и сопутствующих пьянству болезней. Опять процитирую Стивенсона: " - Посмотри, Джим, как дрожат мои пальцы, я не могу остановить их, чтобы они не дрожали. У меня сегодня не было ни капли во рту." Озаботились этой проблемой к середине XVIII века, когда флоты стали профессиональными. Первой ласточкой стал Эдвард Вернон, который в 1740-м году приказал разбавлять ром водой (1 часть рома к 4 частям воды). Начиная с этого момента доза и градус алкоголя начинают снижаться на всех флотах.
Это уменьшение было напрямую связано с введением в рацион моряков витаминов, горячих напитков, повышением качества пищи. То есть алкоголь постепенно начинал терять свои функции - горячий напиток согревал не хуже алкогольного; при повышении качества воды и пищи отпадала потребность в алкогольной дезинфекции желудка, и т.д. В результате крепкий алкоголь становился обузой. Если при Карле II в Королевском флоте выдавали 0,5 пинты рома (240 грамм 80-градусного напитка!!!!), то во времена Вернона - уже полпинты грога (то есть доля чистого алкоголя уменьшилась в 4 раза). Далее, когда к 4 частям воды добавилась еще одна часть лимонного сока, и получились дежурные 50 грамм, которые врачи рекомендуют выпивать для лучшей работы желудка.
Сейчас же в Королевском Флоте стандартная доза алкоголя - две банки пива по 0.33л - скорее дань традиции, чем какое-то дополнительное полезное воздействие. Крепкий алкоголь выполнил свою задачу - в течение двух с половиной веков он помогал морякам совершать длительные переходы, уменьшить смертность от дизентерии и вирусных заболеваний, скрасить досуг. Но, "мавр сделал свое дело, мавр может уходить". Слишком уж ужасные для флота как для военной организации, побочные эффекты у этого лекарства.

*              *               *

В 1689 году Адмирал Рассел жаловался в Адмиралтейство, что " в нескольких бочках пива на дне была найдена субстанция, мало чем отличающаяся от содержимого человеческих кишков, и это очень встревожило моряков эскадры". В 1693 году Адмиралтейством было скрупулезно посчитано (на статистике конечно же), что флот относительно спокойно мог совершать плавания до двух недель. Далее начинались болезни, пища портилась, и народишко начинал мереть с неистовой силой. В основном из-за цинги и сыпного тифа.
Прошло почти 70 лет, и ситуация кардинально меняется. Теперь речь идет о беспроблемном нахождении в море на срок до шести-семи месяцев. Была создана дорогостоящая, но эффективная система снабжения, склады, магазины, отстойники для крупного рогатого скота, включены в рацион фрукты, овощи. 
К свинине, кстати, британские кэптены относились очень предубежденно, поскольку считали, что эти животные просто разводят грязь. Кэптен разрешал грузить боровов, свиноматок и поросят на борт только в том случае, если команда соглашалась их ежедневно мыть, что, конечно же, матросикам не особо хотелось делать. В результате все сходились на говядине, ибо за ней убираться надо не в пример меньше.
К 1759 году считалось, что болезни вызываются "развращением духа" от безделья и нечистоплотности, и британские кэптены стали жесточайшими поборниками чистоты, фанатами авралов и приборок. Чистые, хорошо проветриваемые корабли 1760-х выгодно отличаются от грязных завшивленных кораблей 1690-х.
Вот это наверное называется эффективным управлением и реальной работой.

 

N.B.  никто не идеален. у автора, кажется что-то не то с расчетом дров на кипячение воды, но уже не сатл править. Только обращаю внимание читателя на этот момент. 

[/cut]

Комментарии (25)
DaraFromChaos # 31 мая 2017 в 18:49 +2
ну это пипец просто!
сыно, сразу предупреждаю: ежели я чо наваяю про пиратов (маловероятно, но вдруг), - ты туда, такой вумный, нихади laugh
shelegov # 31 мая 2017 в 18:52 +2
я вот уже задумался, а выкладывать ли чего по гигиене и медицине на флоте или упаси Ктулху по всякому дереву корабельному... scratch
DaraFromChaos # 31 мая 2017 в 18:58 +2
Дим, если без шуток, мне кажется, это уже перебор
одно дело: выложить инфу "для чайников" - те же моргенштерны, кувалды или названия элементов такелажа на корабле
такое, да - пригодится
но ты же понимаешь, что в любой романтишной пырацкой истории пираты все равно будут красивые, белозубые, загорелые и в кружевных панталонах :)))
законы жанра никто не отменял
и цепляться в такой ситуации не к чему :)
shelegov # 31 мая 2017 в 19:08 +2
ну.... "романтикам" ИМХО глубоко фиолетово на какую-то матчать... А немного реализма оно вон вполне не помешало тому же Саббатини наструить романтишного капитана Блада.

Никто же не заставляет авторов прям вот всё выписывать как было в реальной истории... scratch
Amateur # 31 мая 2017 в 21:26 +4
Саббатини
*издалека*
с одной "б"!!! zlo
и у него не только Питер есть, но и другие.
и тогда не то время было. и нет там ничего, что нарушало бы канон
shelegov # 31 мая 2017 в 21:43 +3
два по сту в одну фамилию посуду - к полумерам не привык. (с) smile

да, я знаю. я привел Блада как самого романтичного и близкого к обсуждаемому.
Андрей Галов # 31 мая 2017 в 21:15 +3
Вода из высоких болот испокон бралась русскими моряками в плаванье, и я как человек неоднократно пивший воду из болотной лужи подтверждаю - она абсолютно безопасна и не портиться smoke
Казиник Сергей # 31 мая 2017 в 21:19 +3
Милчеловек, а автор - ты? В таком случае что эта статья в блогах делает? Выкладывай ее в статьи - очень интересный материал.
DaraFromChaos # 31 мая 2017 в 21:29 +2
не, Сереж :)
Дима в первой части автора указал :)
shelegov # 31 мая 2017 в 21:45 +3
Автор - Сергей Махов - историк парусного флота - это компиляция постов из его ЖЖ.
Казиник Сергей # 31 мая 2017 в 22:42 +2
а.. тогда сори...
Тёркин # 31 мая 2017 в 23:13 +2
У меня на погибшем компе было много материалов о пиратах и парусном флоте. Собирался сценарий к моду писать, но проект потух.
Меня поразил Пиратский кодекс. Занятная вещица, и мало кто знает, что именно в нём было прописано. С удовольствием бы снова перечитал материальчик по своду пиратских законов. Если уже был такой пост, буду благодарен за ссылочку.
shelegov # 31 мая 2017 в 23:18 +2
нет. пока только про питание и витаминки с питьем. потом немножко про медицину и гигиену. так слегка, просто чтобы показать чо к чему примерно было...
DaraFromChaos # 1 июня 2017 в 01:30 +1
эххх... сына!
ну что бы тебе недели две назад тему замутить
была у Лизки энциклопедия пиратства :((( и кодекс там был... отдали другой детке
shelegov # 1 июня 2017 в 01:36 +1
да мне само по себе пиратство как-то не очень интересно... инциклопию было бы любопытно глянуть, конечно, но я от таких вещей уже давно ничего особенного не жду...
DaraFromChaos # 1 июня 2017 в 01:39 +1
инциклопедия, извиняйте, ой :))))
она, конечно, детская. но вполне достойная и грамотная (не последних годов выпуска, ой не последних)
а тематика мне тоже не особо интересна.
я из подросткового возраста уже вышла smile сейчас не идет совсем
Тёркин # 1 июня 2017 в 00:36 +3
Ну, тогда для затравки. Не знаю, насколько данная информация правдива, но это пока лучшее, что я нашёл в Сети насчёт Пиратского кодекса. Источник http://the-legends.ru/articles/194/piratskij-kodeks/

На борту каждого пиратского корабля существовал свой кодекс. Его подписывали все члены команды. И это была не просто бумажонка с парой-тройкой запретов, а настоящий свод правил. Можно сказать, что этот свод характеризовал пиратов как благородных и справедливых. Правда, не по отношению к торговым судам.
Полного свода правил какого-либо из капитанов до нас не дошло, но есть отрывки из кодекса, который составил сэр Бартоломью Робертс, для своих — Черный Барт. Или же автором был не менее известный пират Джон Филипс — капитан судна «Мститель».
Но разбираться, кто автор, мы не будем, да и не сможем. Причем, это не очень важно, так как все кодексы были примерно одного содержания. Итак, пройдемся по пунктам:
1. Каждый из членов команды имеет равные права при принятии решений, равную долю добычи и волен использовать эту долю так, как ему заблагорассудится, если только команда не испытывает голод или другие лишения.
Пиратские кодексы считают одним из ярчайших примеров народной демократии. На судне все были равны. Капитана выбирали путем голосования, как старосту в школе, тянули руки. В любой момент капитана можно было сместить с поста и выбрать нового.
2. Каждый член команды должен внести долю в общую добычу и потом имеет право участвовать в ее дележе.
По поводу дележки добычи все было строго, но честно. Дележкой заведовал квартирмейстер. Это второй человек на корабле после капитана, его помощник. Он выбирался тоже голосованием и часто был противовесом капитану, дабы соблюдать баланс справедливости. На квартирмейстере лежала немалая ответственность: он следил за состоянием корабля и обстановкой на нем, решал, что из трофеев взять, что нет, что оставить команде, что продать, какие корабли забрать, какие похоронить на морском дне. Оценщик, экономист, секретарь — все это квартирмейстер. Абы кому не доверяли делить награбленное. Кстати, первыми долю получали пираты с тяжелыми ранениями, за потерю руки или ноги доплачивали из общего котла. Все было по справедливости.
Романтическая картина того, как на закате солнца, под пальмами пираты делят награбленное золото из сундука, рассыпается вдребезги, ибо такого быть не могло. Основной добычей обычно были товары типа сахара, табака, круп, рома, фруктов или тканей. Поэтому сначала какая-нибудь «Черная жемчужина» плыла в порт, где экипаж распродавал все, что квартирмейстер распределил на продажу, а вот только после этого делили деньги. В кодексе были предусмотрены все расходы: плотник, пресная вода, продовольствие, аренда корабля и даже хирург.
С ромом история отдельная. Трюмы всегда были забиты этим напитком, но это не значит, что пираты пили его, не зная меры. Во-первых, ром был нужен как антисептик, во-вторых, для придания храбрости в бою, и только в-третьих, его пили для веселья, но очень мало и редко. Например, Черный Барт вообще не любил спиртное, хотя был самым настоящим пиратом, ведь за три года плаванья он ограбил почти 500 кораблей. Настоящая гроза морей.
3. Пьянство на корабле запрещено. Наказание — 40 ударов розгами.
Этот пункт был не потому, что капитану не хотелось делиться ромом, а потому, что для управления судном нужна трезвая команда. Пираты должны были быть всегда наготове, ведь в любой момент они могли наткнуться на неплохую добычу.
4. Если один из команды ударит другого, то обидчику полагается наказание в виде 40 ударов розгами.
Один пункт вытекает из другого: трезвая команда — нет драк. Пираты — народ своенравный, вспыльчивый, а ром, как известно, подогревает кровь. Бессмысленные драки карались розгами, а вот дуэли были разрешены как благородное решение спора, но и тут были свои правила.
5. Драки на корабле запрещены, дуэли на мечах или пистолетах могут проходить только на берегу.
Пираты наказывали не только розгами, были наказания гораздо страшнее.
6. Если любой из команды проявит трусость, попытается утаить от других часть общей добычи или попытается убежать, команда должна высадить виновного на необитаемый остров с бутылкой пороха, бутылкой рома, бутылкой пресной воды и заряженным пистолетом.
7. Если любой из команды будет уличен в воровстве или нечестной игре, он должен быть высажен на необитаемый остров только с заряженным пистолетом.

Но не всегда пират погибал от такой казни, поэтому был и такой вот пункт:
8. Если на необитаемом острове будет найден человек, моряк или пират, он должен подписать это соглашение, но только с согласия всей команды и капитана.
Кстати, на самом борту азартные игры на деньги тоже были запрещены. А на некоторых судах запрещено было даже нецензурно выражаться. Кодекс содержал не только правила поведения и общения между членами команды, но и отношения к грузу и личным вещам.
9. Кто будет стрелять из пистолета, курить трубку или зажигать свечу у корабельных запасов пороха, будет наказан 40 ударами розг.
10. Любой, кто не будет содержать оружие в чистоте или не будет выполнять порученные корабельные работы, лишается своей части общей добычи, даже если это будет сам капитан.

Как известно, пират без любви к женщине — это не пират. Так что на тему отношений с женщинами тоже было несколько правил. Некоторые из них показывают, что к прекрасному полу относились с уважением.
11. Женщинам и детям запрещается находиться на корабле, если кто-то переоденет женщину и возьмет ее на корабль, тот будет приговорен к смерти.
12. Если кто попытается завладеть женщиной без ее согласия, тот будет приговорен к смерти.

Ну, и про поведение в бою и оружие:
13. Тот, кто покинет судно во время боя, будет казнен или высажен на необитаемый остров.
14. Пистолеты, сабли и остальное оружие должны содержаться в чистоте и полной готовности.

На пиратском судне даже был распорядок дня:
15. Огни и свечи должны быть погашены в восемь часов вечера.
Это, конечно, не весь пиратский кодекс, а только малая его часть. Настоящий пират должен был соблюдать все его пункты. После того, как каждый подписал кодекс, он произносил клятву, и при этом его руки находились либо на Библии с пистолетом, либо на человеческом черепе, или же пират должен был произносить эту клятву, сидя на пушке.
Пиратский кодекс — это важный исторический документ, который доказывает не только благородство, справедливость и в некотором роде честность пиратов, но и свидетельствует о том, что люди, обладающие почти полной свободой действий, могут создать свое общество, которое будет слаженно работать на них самих, где каждый будет получать то, что заслужил. Либо дублоны, либо пулю.
Жан Кристобаль Рене # 1 июня 2017 в 00:42 +3
Класс! shock
А чего отдельным блогом не выставил? scratch
Тёркин # 1 июня 2017 в 00:43 +3
Не моя тема )
Жан Кристобаль Рене # 1 июня 2017 в 00:46 +2
Да лан не твоя! Неужели ничего не писал пиратско-морского.
Я вообще пиратскую тему люблю.Даж роман пиратский с Аней писали, правда не добили. Вечная тема!
Тёркин # 1 июня 2017 в 00:57 +3
Не, пиратского никогда не писал. Как раз потому, что матчастью владею слабо. Одно только парусное вооружение чего стоит. А Карибы - это вообще сплошная засада. Там острова переходили из рук в руки чуть ли не каждый месяц, и союзники в войнах менялись с той же частотой.
Ещё и распопсовали пиратскую тему нехило в последнее время. Чаще только про вампиров и зомби фильмы выходят )
Жан Кристобаль Рене # 1 июня 2017 в 01:13 +2
Хаа! У нас фентезийные пираты были)) А в парусниках Аня разбирается как заправский пират)) Говорит, что спокойно может под парусом ходить)) laugh
Даже для одного нашего пиратского рассказа глоссарий подготовили, когда народ на конкурсе жаловался, что в терминологии увяз.)) shock
shelegov # 1 июня 2017 в 00:56 +2
Ну, какие-то кодексы у них были, и даже писанные, наверное. Но вот это очень странно выглядит. может и корявый перевод еще виноват.
что особо бросается в глаза:
розги - это пиратский корабль или воскресная школа? scratch
пистолет - это дорогая и очень полезная в хозяйстве вещь - с какой стати ими разбрасываться, высаживая на остров всяких раздолбаев... да и вообще чего париться с островом - повешенный на рее приносит удачу же. smile
в наказаниях ни слова о содомии - а это просто бич моряков того времени.
насчет драк... ну опять же весьма странно...
Вообще насколько помню из того что читал жизнь даже на корабле по правилам четко делилась на "в бою" и "в остальное время".
Тёркин # 1 июня 2017 в 01:02 +2
Но вот это очень странно выглядит. может и корявый перевод еще виноват.
Воот. Говорю же, интереснее было бы послушать мнение сведущего в вопросе человека, а не Гугль.
А я тогда про "Реалию" расскажу ) Это разведывательный комплекс акустических и сейсмических датчиков для обнаружения и определения численности противника с возможностью передачи координат средствам поражения.
shelegov # 1 июня 2017 в 01:11 +1
Про пиратов, честно говоря не знаю где брать... У Махова они разве что как отдельная подтема по гигиене и санитарии выделены были, а так он все о нормальных флотах пишет. Государственных. С пиратами муть еще потому что ни архивов они не оставили своих ни документов каких, чтобы как-то это можно было нормально исследовать. Да и как бы не так уж они и интересны на самом деле... распиарили их,конечно, романтика то да сё... а так то... ну бандиты, ворье, насильники, убийцы, подонки общества...
Кстати, каперы/корсары/приватиры - это как бы уже совсем другой разговор, если чо. zst
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев