1W

Эпоха одноразовых вещей

в выпуске 2015/01/19
10 января 2015 - Сергей Маэстро
article3267.jpg


"Человечество не погибнет в атомном кошмаре — оно задохнется в собственных отхода".
Эту фразу когда-то сказал великий физик Нильс Бор и в настоящее время она превращается в пророчество. Подтверждает это и независимая международная организация Global Footprint Network, которая на протяжении многих лет рассчитывала нагрузки на окружающую среду. Не так давно она заявила, что 21 августа 2010 года человечество исчерпало возможности безопасного складирования и хранения отходов на поверхности Земли.
Проблема эта относительно новая. До середины ХІХ века человечество не только не беспокоилось о том, куда девать мусор, но даже не выделяло это в отдельную задачу. В ту пору словарь Даля толковал слово «мусор» как «остатки, сор от каменной кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь, иногда с золой и углем, окалиной, черепками». То есть мусор того времени был либо органическим, соответственно благополучно перегнивал и разлагался, не нанося ущерб окружающей среде, либо был сродни природным элементам, типа щебня. При грамотном распоряжении приносящим даже пользу своим вторичным использованием.
Сегодня же человечество ежегодно производит более двух миллиардов тонн отходов,  которые в основном не поддается переработке, либо переработка эта очень дорога и нерентабельна в принципе. Причем сейчас на поверхности Земли ежедневно появляется в 20 раз больше мусора, чем 50 лет назад.
Началом же этого процесса можно смело считать 1908 год. Именно тогда американец Хью Мур опубликовал разоблачительную статью о негигиеничности общей посуды и развернул кампанию против «общественной жестяной кружки». Компания эта носила не только общественный, но и вполне меркантильный характер — именно Хью Мур вскоре основал предприятие по производству индивидуальных бумажных стаканчиков, запатентовав это начинание.
Бизнес оказался супердоходным и к 1960 году в Америке одноразовых стаканчиков в год продавалось на 50 миллионов долларов. Что при том уровне цен являлось астрономической суммой.
Эстафету подхватила Мэрион Донован, замредактора журнала "Vogue", которая нашла способ облегчить процесс ухода за новорожденной дочерью. Да, именно она придумало то, что сейчас известно как памперсы.
Но саму концепцию одноразовых вещей придумал Марсель Бик. Основой концепции была идея, что "вещи должны стоить столько, чтобы все могли просто не задумываясь их выбрасывать, а по необходимости покупать новые. И их тоже выбрасывать, как только отпала в них нужда". Сначала он делал одноразовые стержни к только что появившимся шариковым ручкам. А потом стал делать и сами ручки по 30 центов за каждую. Простая ручка тогда стоила в районе 10 долларов. В ход пошел малоизвестный и очень дешевый тогда пластик.
Массированная реклама и вуаля — к середине 1960-х Марсель Бик производил более миллиарда ручек в год по цене 10 центов за штуку. К тому времени заправлять стержни продолжали только в СССР, где непрогрессивный Госплан закладывал в цену изделия не только затраты на его производство, но также издержки по утилизации. В США и Европе об этом не задумывались — вывезли использованные авторучки на свалку и забыли.
За ручками последовали зажигалки с ценой на 70% ниже рынка. Затем бритвы. А потом все западные фирмы и предприниматели пересмотрели свои взгляды относительно надежности и долговечности собственной продукции. Независимо от того, что это за продукция.
Люди, надо заметить, далеко не сразу привыкли к одноразовым товарам, ведь на протяжении многих веков вещи ценились за их надежность, долговечность и основательность. И тут в игру включились рекламщики, пиарщики, законодатели моды и прочие деятели, готовые за деньги заказчика легко облечь в одежды ангела хоть самого дьявола и перевернуть шкалу ценностей с ног на голову.
Старый автомобиль? Фу, как не модно! Бабушкина швейная машинка? Какой отстой — она же не умеет шить крестиком! Хромовые сапоги? Их же теперь никто не носит! Шелковые чулки? Фи, вчерашний день — сейчас в моде нейлон! Деревянная мебель? А как-же жук-короед? Он знаете какой опасный!
Одной рекламы и пиара оказалось мало и производители одноразовой дряни были вынуждены пойти на откровенное жульничество. Они красили пластик в металлические цвета, выдавая его за алюминий. Они придавали пластику фактуру и цвет дерева. Они даже просто утяжеляли металлическими болванками пластиковую и дешевую продукцию, придавая ей вес и ощущения надежности и монументальности.
Например, австрийский художник Этторе Соттасс, украшавший во времена ВОВ фюзеляжи гитлеровских «Мессеров», перебрался в Италию и устроился на работу в фирму «Оливетти». Для начала ему поручили обновить дизайн механического будильника, который очень плохо продавался. Осмотрев товар со всех сторон и не найдя в нем изъянов, дизайнер отправился в ближайший часовой магазин и принялся наблюдать за покупателями. Скоро он заметил, что все посетители магазина, прежде чем купить будильник, берут его в руки и проверяют на вес. Легкие модели, в число которых входил будильник фирмы «Оливетти», не внушали людям доверия. Соттасс закрепил в будильнике свинцовую планку и представил образец главе фирмы Адриано Оливетти. «Ну и где ваш хваленый дизайн?» — спросил тот. «Все, больше ничего не надо, так он будет продаваться!» — заявил Соттасс. И оказался прав, за что получил от фирмы пожизненную пенсию.
Так, правдами и неправдами одноразовые товары завоевали весь мир. Однако уже в конце 70-х годов экологи начали бить тревогу. Выяснилось, что пластик разлагается веками, отравляя воздух и грунтовые воды, причем его переработка обходится очень дорого, даже дороже его производства. Ведущие индустриальные державы начали втихую отправлять свой мусор куда подальше, в страны третьего мира, например. А США поступают еще проще, сведя расходы по "переработке и утилизации" практически к нулю. Они мусор грузят на огромные сухогрузы, а потом просто вываливают его в океан. В результате в Мировом океане сейчас образовалось несколько мусорных островов, которые постоянно увеличиваются. Один такой остров размером с Великобританию плавает между Калифорнией, Гавайями и Аляской.
Несколько лет назад молодой яхтсмен Чарльз Мур решил на своей яхте отправиться в кругосветное путешествие с заходом на Гавайские острова. Через несколько дней он понял, что заплыл на помойку. «В течение недели всякий раз, когда я выходил на палубу, мимо плыл какой-то пластиковый хлам, — вспоминал Мур. — Я не мог поверить своим глазам: как мы могли загадить такую огромную акваторию? По этой помойке мне пришлось плыть день за днем, и конца ей не было видно».
Яхтсмен был так этим потрясен, что продал акции принадлежащего ему химического концерна и на вырученные деньги создал экологический фонд защиты Мирового океана. К этому остается добавить, что Чарльз Мур является потомком того самого Хью Мура, который первым начал производить одноразовую посуду — сначала бумажную, а затем и пластиковую. Вот такая вот спираль истории...
Ну а простая мысль, что "с точки зрения нашей планеты, мусор никуда не девается. Просто потому,  что некуда" до сих пор никого не волнует. К сожалению. За исключением некоторых энтузиастов, которых никто не слышит и не замечает.
Рейтинг: +11 Голосов: 11 3749 просмотров
Нравится
Комментарии (29)
Казиник Сергей # 10 января 2015 в 18:12 +4
За исключением некоторых энтузиастов, которых никто не слышит и не замечает
Я такой энтузиаст:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-50715/
И действительно - нафиг кроме меня самого и избранных извращенцев никому не надо думать об этих материях.
Отличная статья!
DaraFromChaos # 10 января 2015 в 19:13 +3
ох, какая же правильная статья!
и какая грустная - ибо правда и истина cry
Казиник Сергей # 10 января 2015 в 22:04 +2
Дар, такие элементарные вещи всегда грустны, но не сами по себе, а из-за того, что никто этого замечать не хочет.
DaraFromChaos # 10 января 2015 в 22:07 +2
Сереж, мне кажется, такие вещи много кто замечает.
Но не все могут с этим бороться. Потому что не знают - как, не могут найти способ подходящий sad
Леся Шишкова # 10 января 2015 в 22:45 +4
а как же те самые интузазисты из стран третьего мира, приковывающие себя наручниками к рельсам, по которым должны вот-вот подъехать поезда с грузом ядерных отходов, должных быть захороненными где-то в недрах земли... Я еще помню эти новостные кадры... Но сейчас... А товарищи из Гринписа? Правда, их действия уже, действительно, подходят под статью, как минимум, хулиганство. Еще фантаст Сергей Тармашев, издавший двухтомник, посвященный проблемам ГМО и засорению земли не только ядерными отходами, но и пластиком, упомянутым в статье. В предисловии к книге Тармашев написал, что общался с людьми, занимающимися этой проблемой, пытающимися донести масштаб надвигающейся экологической катастрофы, но их никто не слышит, никто не хочет слышать... И да, наверное, тем, кто бессилен что-либо сделать, остается только... смириться и принять наконец, что мы движемся туда, куда ушла працивилизация, бывшая до нас... Как ни грустно это осознавать... Отличная статья! Сжато, но емко дает понять ситуацию, возникшую и нависшую над нами экокатастрофичным куполом...
DaraFromChaos # 10 января 2015 в 22:49 +5
Лесь, хорошие примеры.
Исключая Гринпис.
Честно скажу, не уважаю эту организацию и ее присных. И не потому, что фулюганят ))), а потому, что сами свои же принципы и нарушают.
Помнится, были случаи, когда их штрафовали за загрязнение топливом региона Большого Барьерного Рифа, который они типа и приплыли спасать. А кораблик у них паршивенький оказался.
Или еще была ситуация: на другом коралловом рифе. Их местная полиция хотела за фулюганство поймать и в карцер посадить ))), а они удирать начали. И в результате сели на риф килем - и весьма его попортили.
Это я к тому, что пусть у них и благие намерения, но не профессионализм и неграмотность волонтеров и энтузиастов частенько приводят именно по поговорке.
Леся Шишкова # 10 января 2015 в 23:10 +4
На счет Гринписа полностью согласна! Еще в советские времена, когда узрела и узнала об ентой организации из новостей, меня поразили их методы применения силы - борьба во благо? Но кадры людей со слегка озверевшими лицами, которые на моторных лодках несутся по водной глади и распарывают сети, наполненные уловом, не щадя при этом несчастных рыб... Все-таки, методы борьбы с и за - это немаловажно! Прочитала статью Сергея Казиника, созвучную с этой. ))) Поставила своей семье плюс, которая изначально мусор сортирует. Получилось сабо самой, не специально. И да, как у всех осталась проблема с пластиком, который просто выбрасывается, что и приводит к тому, о чем статья про одноразовые вещи... ((((( Сегодня был у меня разговор, как раз, на эту тему... Совпадение? Мистика? Но несколько в ином ключе - что останется от нас, например, через 12 тысяч лет? От так называемой працивилизации нам остались храмы, уже обнаруженные. А мы, видимо, старательно не утилизируем пластик, дабы потомки помнили о нас... нехорошими словами laugh
0 # 11 января 2015 в 00:53 +5
Прогресс остановить невозможно. И нет ничего в том плохого, что кто-то изобрел пластик и одноразовую посуду. На экологию влияет множество факторов, в том числе и выброс вредных веществ, например нефтепродуктов в водоемы. Но нельзя же пока отказаться от использования нефти. Также не означает, что если Менделеев изобрел водку и теперь вся планета пьет беспросыпно. Дело в культуре людей. Есть технологии утилизации и переработки мусора, также важна умеренность и здравый смысл. Как с алкоголем, пить надо в меру. Все возможно контролировать при желании, во всем можно навести порядок. Но эта тема очень объемная. А у нас, …,даже свалки на каждом углу, дела никому нет. У меня вся кладовка в перегоревших лампочках (которые с ртутью), и я не знаю, как их утилизировать, нет специальных пунктов приема. Статья хорошая, автору спасибо.
Катя Гракова # 13 января 2015 в 09:36 +1
Хорошая статья, спасибо автору. Не слишком, наверное, к месту будет сказано, но данная тема была бы идеальна для одного из конкурсов. Или, может, даже не для конкурса, а для специализированного аудио-сборника, в котором авторы напомнили бы читателю об проблеме загрязнения. На мой взгляд, писать об этом морально тяжело, но нужно.
Матумба(А.Т.Сержан) # 13 января 2015 в 12:29 +2
Какого ЕЩЕ конкурса? "Мотолка" моего мало???)))
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 11:56 +4
Понравилось. Стиль, факты и всё такое. И тронуло. Как и задумывалось автором. Но толку-то?
Да это ужасно, кошмарно... остров мусора, размером с Великобританию, ядрёные отходы тут и там. Ну что-ж в очередной раз напомним себе какие мы свиньи. Погорюем минутку, повозмущаемся... "Надо что то делать!" - дружно скажем. Что? Я вот десять минут назад выкинул в мусорное ведро под столом ручку. Перестала писать. Ну, не буду же я ее разлагать и перерабатывать?
Мы - рабы технологического процесса. Потребители. Может быть откажемся от пластиковых тарелок? Ништяк! Нарежем из дерева - чтобы потом, после использования "оно" вернулось обратно - в землю, перегнило. Ага и вырубим леса при этом...
А пластика становится всё больше... Недавно вот 3D принтер прикупил (не себе, правда). Занятная штука. Напечатал себе робота Бендера из Футурамы :)) Пластика станет еще больше!
Подобного плана статьи, имхо, ровно из той же оперы что и любые другие, которые "щекочут нервы". Для удовольствия. Кто-то, читая ужастик, захлёбывается эмоциями, кто-то - эротику (имхо её лучше смотреть), а кто-то про экологические катастрофы. Ведь взбудоражатся те-же нервные окончания и, к сожалению, всё...
Я переживаю за Природу, не мусорю там, на пикнике собираю всё в пакетики. Но на пикник я езжу на машине. И на работу. И с работы.
Может быть я НЕ переживаю за Природу? Ну, типа, убираю мусор только ради того, чтобы не выглядеть свиньёй в глазах окружающих.
Кто то из вас, прочитавших эту статью, может издать закон (или что то в этом роде), который улучшит экологическую ситуацию? Нет? Ну, тогда приятных или неприятных ощущений при прочтении.
А тема для конкурса была бы суперская. "Потребители". Развернуть такую грандиозную НФ - закачаешься.
0 # 13 января 2015 в 12:05 +3
+++
Искренне, Вячеслав, полностью мои мысли.
Вот если написать рассказ на "злободневную" тему про общество без прогресса, которое утонуло в керамике, выработав всю глину... как к этому отнесутся? smoke
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 12:07 +3
Как к техногенной катастрофе в рамках прогресса этого общества :)))
0 # 13 января 2015 в 12:13 +2
Оно понятно же. Нет, я о другом. Как это воспримет читатель - как аллегорию (за то, чтобы повозмущаться) или нападку на бесполезное возмущение? glasses Даже интересно стало.
Имхо, авторская мысль - что закон, что как дышло.
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 12:16 +4
О! Удивительно, но факт, сегодня утром, как обычно выкидывая мусор на помойку у меня в голове промелькнула мысль: подсчитать количество. Отвез мелкую в садик и забыл...
Прихожу, понимаешь, а тут вот такая "мусорная" статья. ;))

Итого, к примеру, за 10 лет получается что я намусорил мусора:
1 день средне 4-5 кг. (совсем усредним, бывало и много больше, когда ремонт, например, в квартире, а по воскресениям - лениво выкидывать)
365 х 5= 1825 кг в год
1825 х 10 = 18 тонн 250 кг.

На первый взгляд ужас! На второй - еще ужаснее! Пойду застрелюсь?
Казиник Сергей # 13 января 2015 в 15:31 +3
Но толку-то?
Как? Правда толку нет? Экологическое самосознание не просто так возникает, а из понимания вот этих вот вещей.
"Надо что то делать!" - дружно скажем. Что?
Как что? Я выше ссылочку на свою статью давал, гляньте. Только личный опыт. И личный результат. И мне, и всем - во благо.
Может быть откажемся от пластиковых тарелок?
Легко! Я запретил жене покупать пластиковую посуду. И даже когда мы проводим какие-то детские праздники для наших деток, то на столах присутствует только стекло, металл и ... картонная одноразовая посуда. Которая потом замечательно перегнивает и/или сгорает в мангале.
и вырубим леса при этом.
Лес - возобновляемый ресурс. И быстро возобновляемый. У меня на участке деревья растут. Сосна - метр в год, береза - полметра. Скорость их роста несоизмерима со скоростью разложения пластика.
Подобного плана статьи, имхо, ровно из той же оперы что и любые другие, которые "щекочут нервы". Для удовольствия.
А может для выводов? Я, например, не беру в магазине бесплатные пакеты. Ровно потому, что их потом придется выбрасывать. А хожу туда со своей сумкой. А на Мальдивах, к слову, целофановые пакеты в магазинах как бесплатный упаковочный материал вообще запрещены. Законодательно.
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 18:50 +2
Сергей, Вы меня в пух и прах, и в линолеум закатали :)
Я поддерживаю, я за - всеми четырьмя лапами, но для выводов с последующим ощутимым результатом нужен масштаб.
Если бы эту статью прочитали миллион человек, сделали выводы 1% из них (10К человек) и ежедневно поступали как Вы 1% из этих (100 человек) то за 10 лет вы: 101 человек НЕ выкинули бы 365 * 10 * 101 = 368650 пакетов. Цифра выглядит внушительной, но если подумать она капля в море, потому что:
((1М - 101) * 365 * 10) - 368650 = 3 649 262 7000 выкинутых пакетов за 10 лет.
Я рад, что вообще, хоть кто-то, хоть что-то делает для улучшения экологии. Но руки опускаются при виде триллионов и триллионов. Простите.
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 12:18 +3
Как это воспримет читатель - как аллегорию (за то, чтобы повозмущаться) или нападку на бесполезное возмущение?
А сколько голов - столько умов. Вчера, вон погляди в соседних темах, мой стишок взорвал общественность.
0 # 13 января 2015 в 12:20 +2
Уже глядела, и отписалась, иди читай. Только это... тебя там пытали, а я добила. Уже лежачего и разрезанного. rofl
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 12:43 +3
Это гениально! Правда я ни чего не понял...
DaraFromChaos # 13 января 2015 в 12:47 +2
Лекс, чтобы понять, надо прочитать Наваждение: тогда разберешься, откуда у ААгириных идей ноги, хвосты и уши растут :))))
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 18:51 +2
Да пробовал я... ну не прёт, ну никак...
DaraFromChaos # 13 января 2015 в 18:52 +1
значит, просто "не твое" ))))
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 19:01 +2
Угу. Вот такой я законсервированный консерватор. cry

PS Не в тему, но... А посты редактировать никак нельзя свои? Мозолит ошибка "я ни( )чего не понял". Раньше мне было пофиг, как то, но после "Собаки за миллион", да и просто пообщавшись с грамотными злыми редакторами людьми на этом сайте чувство вины смешивается со стыдом с каждой пропущенной ошибкой. Запятые злы, но орфография злее.
DaraFromChaos # 13 января 2015 в 19:03 +1
посты редактировать можно только свои. и в своем рассказе. в течение 60 минут
а больше никак )))
потому-то мы тут и не наезжаем на ошибки в комментах: ибо со всеми случается )))
Вячеслав Lexx Тимонин # 13 января 2015 в 19:27 +2
Сенкаю! Премного благодарствую!
0 # 13 января 2015 в 22:29 +2
ну не прёт, ну никак...
Это я и подразумевала под "изощренной пыткой" - Вячеслав не любит "Наваждение", а того и гляди сам в нем окажется (читай, будет вынужден почитать). stuk rofl
Прошу прощения, что здесь отвечаю, просто в том флуде, пока не ввели функцию перехода к комменту непосредственно, это до ужаса неудобно. Обещаю, что здесь эта тема закрыта. zst
Казиник Сергей # 13 января 2015 в 15:55 +3
Эфир статьи:
http://fantastic.podfm.ru/275
Сергей Маэстро # 6 июня 2016 в 23:17 +2
Да... Я пропустил момент озвучки и эфира собственной статьи... Но зато тем слаще сейчас послушать.)))
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев